Рецензии пользователя Антон Филатов

Как по своему стилю, так и по масштабу замысла лента «Надер и Симин: Развод» близка прозе Льва Толстого. Внешняя простота и предельная реалистичность создаёт электризованное пространство сюжета, вырваться из которого героям удастся лишь ответив на вечные вопросы.

Сюжет умалчивает причины развода и прерывается в тот момент, когда судья должен вынести окончательное решение и документально заверить распад семьи.

Режиссёр Асгар Фархади с самого начала подчёркивает различия между супругами. Жена Симин как внешностью, так и мировоззрением близка современной европейской женщине: она учит английский, играет на пианино. В противовес этому её муж Надер любит традиционную исламскую музыку.

В сюжете картины выстраивается модель как бы «обратной перспективы», драма развода (на первом плане фильма) меркнет рядом с трагедией смерти неродившегося ребёнка служанки Разии и Ходжата (параллельный сюжет). Однако за счёт того, что смерть ребёнка стала лишь вспомогательным сюжетом зритель может сильнее ощутить фатальность сложившейся ситуации.

Жизнь этой семьи в фильме подчёркнуто-противоположена Надеру и Симин. Так, Разия ждёт ребёнка, в то время как Симин предпочитает заняться собой, вместо того, чтобы уделять всё своё время детям. Разия и Ходжат бедны и живут на окраине, в то время как Надер и Симин относятся к состоятельному среднему классу.

Сложности, которые возникают у главных героев во время процесса развода, красноречиво показывают неприспособленность иранского общества к такому событию, как распад семьи.

Вместе с предельной реалистичностью всей ленты такой эффект создаёт впечатление, что всё происходящее на экране — буквально документально взято из жизни Надера и Симин, и в нём полностью отсутствует всякий вымысел.

Наверное, с самой первой рецензии на этот фильм, практически с каждый критик не упускал возможности похвалить актёрскую игру. Однако кроме исполнителей главных ролей, очень выразительно сыграла и подрастающая актриса, у которой была очень непростая задача показать роль ребёнка, родители которой расстаются. Потерянность, страх, истерика, словом, крайняя эмоциональная напряжённость чувствуется в каждом её появлении на экране.

Дочь в фильме показывается как своего рода совесть этой семьи. В течение всей ленты она остаётся на позиции молчаливого свидетеля, однако в конце именно её судья попросит «рассказать правду». И напряжённое молчание, которым она ответит ему станет истинной кульминацией всей ленты.

Поражает работа оператора: кадры скрупулёзно выстроены и ценны сами по себе как произведения изобразительного искусства. При этом быт иранской семьи, ставший фоном для всех событий в кадре мастерски использован оператором для того, чтобы подчеркнуть множество символов вплетённых во повествование.

Музыкальное сопровождение фильма сведено к минимуму. Автор даже подчёркивает отсутствие саундтрека в сцене, когда грузчики перетаскивают пианино Симин, словно намекая, что в такой ситуации не место музыке. Зрителя как бы заставляют обратить внимание на музыку самой жизни.

Картина «Развод Надира и Симин» произвёл настоящий фурор на Берлинале в 2011 году, собрав сразу пять наград, включая Золотого медведя (за лучший фильм) и двух серебряных за лучшие мужскую и женскую роли. В списке многочисленных наград картины также стоит отметить Оскар за лучший иностранный фильм. Несмотря на то, что немало критиков усматривали в этом политический контекст и стремление Западного мира поддержать иранский кинематограф, сама по себе эта лента достойна каждого своего приза.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.