Рецензии пользователя Антон Филатов

«Holy Motors» (один из наиболее удачных переводов названия — «Небесная механика») — фильм, который удивляет каждым своим поворотом событий и шокирует хаосом, который в нём царит. Но когда выходишь из кинозала и мысленно прокручиваешь эту ленту в голове — поражаешься, насколько в ней всё логично выстроено.

Свобода авторского самовыражения здесь настолько сильна, что кажется будто фильм создавался под влиянием препаратов, расширяющих сознание — столь неудержимый в ней полёт фантазии.

После премьеры этой ленты на Каннском кинофестивале в зале звучали продолжительные аплодисменты, которые сопровождались восторженными возгласами, напоминавшими то ли дикие крики Тарзана, то ли революционные возгласы.

Сюжет рассказывает об одном дне из жизни человека, который предстаёт в самых разнообразных ипостасях: уличный попрошайка, каскадёр, киллер, водитель, монстр, отец семейства и т. д.

С утра до вечера он разъезжает в белом лимузине по Парижу, за рулём которого словно ангел-хранитель сидит престарелая женщина, облачённая полностью в белое. Эта женщина отвозит главного героя в нужное время в нужное место и каждый раз выдаёт новое задание, которое ему нужно выполнитья. Так, с каждым заданием главный герой переодевается в какого-то очередного персонажа и выполняет самые непредсказуемые действия, лишённые всякой рациональности, а иногда и логики.

В одной из новел он в обличии страшного бомжа бегает по кладбищу, ест цветы с могилок, а после того как откусывает пальцы одной девушке — прячется в канализации. В другой — он становится своего рода марионеткой в электронных щупальцах виртуальной реальности. В третьей — убивает самого себя же, в четвёртой — играет на аккордеоне, бегая по костёлу и т. д.

В целом главный герой перевоплощается девять раз.

Между собой эти истории никак не переплетаются, да и в конце они не сводятся к какому-то единому логичному завершению. Поэтому в самой по себе цифре «девять» невольно начинаешь искать какую-то внутреннюю логику.

В условных новеллах этой картины несложно заметить цитаты или намёки на предыдущие девять знаковых фильмов Леоса Каракса. Здесь появляется персонаж из его короткометражки «Дерьмо» (альманах «Токио!», 2008), лирическая цитата из «Любовников с Нового моста» (1991), вариация на сюжет из «Полы Х» (1999), а также многие другие аллюзии.

«Holy Motors» стал для Каракса чем-то на подобие «8 с половиной» для Федерико Феллини — этот фильм подвел определённую черту под всем творческим багажом, который накопился у режиссёра за плечами.

Леос Каракс снял эту ленту после более, чем десятилетнего молчания, за который он безуспешно пытался снять два других фильма. Поэтому «Holy Motors» стал как своего рода новым витком в творчестве режиссёра, так и напоминанием о его предыдущих картинах.

Главную роль в картине шедеврально сыграл Дени Лаван, один из любимых актёров Каракса. Отдельных персонажей этой ленты Лаван уже играл в предыдущих фильмах режиссёра. Но даже когда в этой ленте встречаешь тот или иной образ, который уже видел ранее, в исполнении столь талантливого актёра персонаж выглядит свежим и оригинальным.

Тем не менее идейное содержание этой картины не ограничивается тем, что она имеет личное значение для самого режиссёра.

Главный герой фильма — это своего рода символ современного человека, который спешит прожить множество жизней в чрезвычайно ограниченные сроки. Человек 21-го века утратил стабильность и постоянство: сегодня он, скажем, — менеджер, а завтра, лишившись работы из-за очередного кризиса, может стать сапожником и т. д.

Поэтому каламбур, происходящий в картине — это своего рода сжатое живописание жизни обычного человека в современном мире. Его непостоянство и стремительность, если посмотреть со стороны, напоминает абсурд. Именно так — «со стороны» — Леос Каракс и предлагает зрителю посмотреть на современный мир.

Написано под John Zorn

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.