Рецензии пользователя Антон Филатов

Творение восьмидесятилетних братьев Тавиани «Цезарь должен умереть» настолько экспериментально, что на первый взгляд, кажется, это фильм каких-то молодых режиссёров. Правда, всматриваясь в профессиональность съёмки, простоту постановки и другие нюансы картины, понимаешь, что это дело рук высоких профессионалов.

В центре сюжета заключенные тюрьмы «Ребибия», которые приговорены к пожизненному заключению за страшные преступления. Кто-то из них торговал наркотиками, кто-то убил человека, а кто-то и нескольких. Авторы фильма подробно знакомят зрителей с каждым зэком.

Как-то раз этим людям предлагают поучаствовать в театральной постановке. Специально прибывший в тюрьму режиссёр выбирает среди заключённых тех, кто имеет хоть какие-то способности к актёрскому мастерству. Ранее никто из участников этого эксперимента не пробовал себя в качестве актёра, да и вообще был далёк от искусства. А большинство и вовсе не знает пьесы Шекспира «Юлий Цезарь», которую они взялись воплотить на сцене.

По мере того как зэки вживаются в роли, они переосмысливают свою жизнь, словно перерождаясь духовно.

Фильм снят с имитацией под документальную ленту: чёрно-белые кадры репетиций перемежевываются с цветной съёмкой готовой постановки.

Сделана картина очень просто, так что операторская работа вообще практически не заметна. Подобный эффект даёт возможность сосредоточиться на психологических портретах каждого из персонажей. Практически сведён на «нет» и саундтрек, который, лишь изредка появляясь, тонкой линией подчёркивает эмоции того или иного героя.

«Цезарь должен умереть» подсовывает зрителю целый ряд вопросов, заставляя каждого самостоятельно искать на них ответ. Здесь несложно различить как аллюзии на общество в современной Италии, так и глубокие размышления о том, каково место человека в этом мире. Эта картина дарит надежду на внутреннее пробуждение тем, чей дух дремлет уже долгие годы.

Идейной кульминацией фильма стала фраза «С тех пор как я открыл для себя искусство, моя камера стала для меня настоящей тюрьмой», после которой на экране появляются титры. И если сюжет картины на этом оканчивался, то для самих заключённых после этой фразы лишь начинался путь внутреннего перерождения. Ведь большинство тех, кто принял участие в этой постановке, изначально не понимал до конца ни самой задумки этой пьесы, ни — главное — своего места в этом мире. Им казалось, что с тюрьмой можно смириться и продолжать спокойно жить без искусства. Но искусство открыло в них духовные силы и заставило посмотреть на мир с интересом. Неожиданно оно дало им доступ к источнику жизненной энергии.

Вместе с титрами кратко рассказывается о дальнейших судьбах людей, участвовавших в этом эксперименте. Кто-то профессионально занялся актёрским мастерством, кто-то написал книгу, ещё кто-то взялся за изучение классической литературы. Не осталось ни одного, на ком бы эта постановка не оставила бы след.

Вручение этой ленте главного приза Берлинского кинофестиваля в 2012 году не вызывало споров. Во-первых, конкурсная программа выдалась не из лучших, а во-вторых, фильм сам по себе более чем достоин столь высокого приза. Получив «Золотого медведя», братья Тавиани стали одними из немногих режиссёров в истории, которые собрали три самые авторитетные кинонаграды мира: главные призы Канн, Берлина и Венеции. Так, в 1986 году они получили «Золотого льва» за вклад в киноискусство, а в 1977 — «Золотую пальмовую ветвь» за картину «Отец-хозяин».

На сегодняшний день это, пожалуй, единственные ещё работающие режиссёры, которые стояли у истоков неореализма — одного из наиболее важных этапов в развитии кинематографа. Поэтому их новая картина удивляет, прежде всего, тем, что даже в столь почётном возрасте братья Тавиани продолжают смело экспериментировать и искать новые формы выражения в кинематографе.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.