Рецензии пользователя Антон Филатов

  • Чтец
    The Reader (2008)

    19 октября, 2012, 10:24

Лента «Чтец» рассказывает о необычном романе одинокой женщины Ханны и пятнадцатилетнего подростка Михаэля. Она учит его искусству любви, помогает преодолеть юношеские комплексы и стать мужчиной, а он ей взамен читает книги. Таким образом, за физическое развитие парня она получает созревание духовное, знакомясь с мировой культурой.

Она работает кондуктором в трамвае, а он учится в школе. Через некоторое время ему приходится переехать в другой город, чтобы поступить в университет. Тяжело переживая расставание с Ханной, которая заполнила сердце Михаэля, он нелегко приспособился к студенческой жизни, ведь теперь некому читать книги, сексом приходится заниматься с неопытными студентками, а по вечерам не с кем поговорить (или просто помолчать). Учитывая же, что писем Ханна читать не может, общение их практически прекратилось.

Однако через несколько лет им суждено было встретиться, правда, уже не в своём родном городке, а в зале суда. Он — в качестве студента проходящего практику, а она — как подсудимая за былое преступление. Во время войны Ханна служила наблюдателем в концлагере для евреев. Как-то раз произошла трагедия, в результате которой погибли люди, а она осталась жива лишь потому, что просто исполняла свои приказания. Она всего лишь продолжала дежурство, и если бы проявила хоть каплю милости, то могла бы спасти все эти жизни. Таким образом за своё бездействие она получила суровое наказание в виде более чем десяти лет заключения.

Когда Михаэль узнает об этом, в его душе что-то обрывается: он уже не может жить как прежде. Ханна, которую он так нежно любил, оказывается, совершила преступление против человечества. Смятение и сложность чувств, которые нахлынули на Михаэля, прекрасно передал в своей игре Рэйф Файнс.

Прекрасно сыграла и Кейт Уинслет, которую Американская киноакадемия отметила за эту роль «Оскаром». Сложность её героини заключается отчасти в том, что она большей частью молчит, а сыграть так, чтобы молчание было красноречивее слов весьма сложно. Немногословность Ханны буквально с первого её появления на экране намекает на то, что она что-то скрывает. Актрисе удалось сыграть молчание так, что в каждом её слове чувствуется какая-то недосказанность.

Ханна олицетворяет всех тех людей, которые пережили войну, видели все эти ужасы и уже не способна жить обычной спокойной жизнью.

Картина примечательна именно своими полутонами, несказанностью, намёками. Ведь кульминационная сцена фильма происходит практически без слов. В предпоследний день своего заключения Ханна встречается с Михаэлем, надеясь, что сейчас её жизнь изменится. Она молча кладёт руки перед ним на стол и смотрит ему в глаза, как бы спрашивая: «Можешь ли ты меня простить за содеянное?» В этот момент он начинает рассеянно говорить о всякой ерунде (что завтра в такое-то время он её заберёт, что он купил мебель в её новое жилище…). Она же понимает, что Михаэль, единственный близкий ей человек, не решается её простить. Поэтому и жить дальше — нет смысла.

В эту камерную сцену вплетен масштабный символ того, как современное поколение относится к Холокосту. Так же, как Михаэль не может простить Ханну, даже несмотря на свою любовь, так и новое послевоенное поколение не может простить преступников времён войны.

Сюжет основан на одноимённом романе немецкого писателя Бернхарда Шлинка. Когда эта книга была опубликована в США, то очень быстро взобралась на вершину рейтинга бестселлеров. Её популярность послужила основанием для экранизации.

Написано под Рахманинова

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.