Рецензии пользователя Антон Филатов

Первое впечатление от фильма «Табу» весьма неоднозначно, ведь по первым эпизодам кажется, что стилизация под ретрокино (чёрно-белая плёнка, квадратный экран, грубо наложенный звук и т. д.) скрывает банальность сюжета и неоригинальность самой задумки. Однако мысли о том, что «авторы заигрались с формой, забыв о содержании», рассеиваются уже минуте на двадцатой, когда окончательно погружаешься в романтическую атмосферу этой картины.

Лента рассказывает об экстравагантной старушке, просаживающей все свои сбережения в казино и при этом в своё оправдание говорящей, что поступила по повелению своих снов, а не из-за страсти к азартным играм. Однако под подобным эпатажем несложно различить абсолютную внутреннюю пустоту и несчастье одинокой старушки, верящей в эфемерные сны больше, чем в счастье реальной жизни.

Как станет известно чуть позже, эта женщина с романтическим именем Аврора в молодости совершила страшное преступление, которое в корне изменило всю её жизнь. Но это произошло не из-за злых намерений, а из-за отчаяния и безысходности, ведь она не могла более обманывать саму себя, а также всех вокруг и жить с человеком, которого не любит, вместо того чтобы убежать вместе со своим любовником «куда-то на край света» и жить в счастье.

Действие картины разворачивается у подножья горы Табу, от которой и название фильма. Аура, навеваемая этой горой (на которой, согласно поверьям местных жителей, живут боги), чувствуется в каждом эпизоде. Табу — это своего рода рок, от которого нельзя скрыться… Частью рока главной героини как раз и был неосторожный, но страстный роман с эффектным путешественником и сердцеедом Вентурой.

Львиную долю сюжета зритель узнаёт из рассказа старика, у которого когда-то давно был роман с Авророй. Его сухой, уставший голос подробно повествует историю их знакомства, любви, тайных встреч, переписки, побега, преступления и, наконец, расставания. При этом визуальный ряд напоминает немое домашнее видео, которое возникает на экране лишь в качестве иллюстрации к тому, что он рассказывает.

Деликатно вплетены в сюжет символы смерти, любви, одиночества, отчаяния и вместе с тем надежды. Так, в течение всего романа главной героини на втором плане время от времени появляется приручённый крокодил — поэтому вместе со светлым чувством радости и романтики чувствуешь настороженность и страх.

Использовать подобный приём — свидетельство смелости режиссёра, ведь небольшой ошибки было бы достаточно для того, чтобы эта форма подачи сюжета стала не чарующим ретро, а банальным аматорством и данью моде, ведь чёрно-белое кино стало популярным среди узкой аудитории искушённых кинематографом людей. Главное свидетельство тому — оскароносный «Артист» (2012).

Лента была отмечена наградой ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале. Этого приза обычно удостаиваются фильмы, которые привносят какое-то новое слово в кинематограф. В свою очередь «Табу» примечателен своей аскетичностью, которая на контрасте с новыми технологиями доказывает: для того чтобы полноценно передать мир человеческих чувств на широком экране, достаточно и таких простых средств, как чёрно-белая плёнка, немая квадратная картинка и голос из-за кадра. А ведь это стиль шестидесятилетней давности.

Возможность познакомиться с этим самым заметным португальским фильмом последних лет подарил столичный кинотеатр «Киев» — одна из совсем немногих обителей авторского кинематографа как в городе, так и во всей стране.

Написано под Nino Katamadze

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.