Рецензии пользователя Антон Филатов

Лента «Мастер» весьма своеобразно трактует тему моральной зависимости человека. С этой проблемой человечество сталкивается буквально на каждом этапе своего развития. В эпоху монархий люди зависели от своего господина, не понимая, как можно жить по своей воле. Во времена коммунизма и фашизма — «садились на идеологический крючок». Ну, а в наше время к традиционным зависимостям (наркотики, алкоголь и т. д.) добавился ещё и интернет-авторитаризм. Зависимость от последнего чертовски напоминает то, с чем пришлось столкнуться главному герою этой картины.

Точно так же, как главный герой этого фильма Фредди Куэлл, ища прочный оплот в своей жизни, натыкается на эффектного афериста, которого все называют Мастер, современный человек, ища точку опоры в этом мире, попадает в зависимость от технологий, информации и прочих пережитков настоящего времени.

В центре сюжета — моряк Фредди Куэлл, воевавший под американским флагом на Второй мировой. Вернувшись домой после службы, он никак не может приспособиться к окружающей реальности. Мир вокруг изменился, да и у самого Фредди крыша слегка съехала после всех ужасов, которых он навидался на фронте. Поэтому всё у него идёт наперекосяк: найти общий язык с окружающими — не удаётся, задержаться на хорошей работе — не получается, с женщинами — не клеится…

Именно такой персонаж является своего рода олицетворением той неспокойной послевоенной эпохи, когда миллионы солдат по всему миру пытались заново научиться жить среди людей.

Как-то раз этот парень попадает в компанию некоего Ланкастера Додда, который представляется философом, физиком, психологом, мыслителем и ещё чёрт знает кем. Но, как бы он себя не называл, Ланкастер всего лишь ушлый авантюрист, умеющий убеждать людей, что самые банальные занятия могут быть загадочными духовными практиками.

Некоторым ритуалам, выдумываемым на ходу учителем Ланкастером Доддом, уделяется в фильме незаслуженно много внимания. Отчасти именно поэтому лента тянется томительных два с половиной часа.

Однако внешняя банальность отдельных эпизодов скрывает в себе очень точный символизм. Так, например, многих зрителей «укачивает» сцена, в которой Фредди Куэлл ходит от стенки к окну, по словам Ланкастера, «развивая свою фантазию». В этой — одной из многих абсурдных процедур Додда — распознаёшь реплику на современного человека, который, безвылазно засев в замкнутом пространстве, тыняется по виртуальным просторам посредством компьютера. Не случайно акцентируется внимание на том, что, смотря в «окно» (намёк на ОС Windows), он видит поля и луга (трафаретный фон на рабочем столе) или воображаемую женщину, с которой представляет сексуальный акт (порносайты — самые посещаемые во всей Сети), а также многие другие вещи, которые обычно встречает на мониторе компьютера практически каждый современник.

Для того чтобы точнее передать послевоенную атмосферу, авторы фильма пошли на несколько отчаянный шаг: во время съёмок они использовали плёнку 65 мм. Именно в таком формате снимали кино в 50-х, однако уже спустя десятилетие его вытеснил самый популярный формат — 35 мм.

Широкая 65-миллиметровая плёнка очень точно уловила каждую деталь и оттенок, которым в фильме уделено огромное внимание. Экран во время просмотра этой картины кажется окном, распахнутым в 50-е годы, — настолько естественно и правдиво выглядит здесь каждая деталь. Воспроизведённая до мелочей атмосфера 50-х годов заставит любителей винтажа испытывать тихий экстаз.

Тем не менее кинотеатры, в которых встречаются проекторы, рассчитанные под такую плёнку, встречаются крайне редко. В США, например, нашли всего пару десятков провинциальных кинозалов, в которых такого рода проекторы до сих пор не успели сдать на металлолом. Так что фильм «Мастер» стал поводом стереть с них пыль.

В 2012 году эта картина считалась фаворитом Венецианского кинофестиваля. Однако Гран-при тогда достался шедевру Ким Ки Дука «Пьета», а «Мастер» получил целый ряд других престижных наград. В частности, режиссёр Пол Томас Андерсон был отмечен «Серебряным львом» за режиссуру. Таким образом, фильммейкер собрал призы за лучшую режиссёрскую работу трёх престижнейших кинофорумов мира. В Каннах — за своё творение «Любовь, сбивающая с ног», а в Берлине — за «Нефть».

«Мастер» по своей провокационной стилистике очень гармонично вписывается в творчество режиссёра. Главный герой, повисший где-то между добром и злом; вызывающий сюжет, находящийся на грани между публичным скандалом и приватной исповедью; неспешное, размеренное повествование, напоминающее по ритму чтение классической литературы…

И если вы истинный любитель массивного авторского кино, то хватит вам читать эту рецензию — скорее отправляйтесь в кино!

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.