Рецензии пользователя Антон Филатов

На украинские экраны «Сладкая жизнь» выходит спустя 54 года со дня своей премьеры. Это первый фильм легендарного Федерико Феллини, который попал в отечественный прокат. Список его достижений настолько длинный, что отдельные рецензии на эту ленту сводятся лишь к их перечислению. Так что без упоминания этой картины сегодня не обходится ни один стоящий курс по истории кино или рейтинг лучших фильмов в истории.

Однако триумфальный марш «Сладкой жизни» начинался с весьма скептического замечания продюсера, который, посмотрев окончательный монтаж фильма, сказал: «Ну, и как мы теперь будем смотреть в глаза инвесторам?» Эта картина настолько опередила своё время, что даже опытный кинопрофессионал не понял всей её уникальности и прелести. Но, к счастью, осознать свою ошибку ему помогло жюри Каннского кинофестиваля, которое вручило ленте «Золотую пальмовую ветвь». Затем последовал град других престижных кинонаград во главе с «Оскаром».

В центре сюжета этого трёхчасового полотна — журналист Марчелло, искушённый интеллектуал, который разменял свой талант на всяческие развлечения. Вместо того чтобы заниматься творчеством, он пишет светские новости для какой-то жёлтой газеты. Его правая рука — фотограф по имени Папарацци. Именно после этого фильма слово «папарацци» стало нарицательным.

С одной стороны, Марчелло купается в светском шике, сенсационных событиях, легкодоступной любви, гламурных тусовках. С другой — он вынужден постоянно сталкиваться с непрекращающимися ссорами с невестой, непониманием со стороны своих друзей и душевной пустотой, от которой он тщетно пытается убежать.

Главный герой стал своего рода олицетворением эпохи 50-х годов, когда элита деградировала до уровня пустозвонных селебритис, искусство обесценилось до шоу-биза, а благородство знаменитостей девальвировало до тусовочности звёз-однодневок. В ленте очень точно показан нерв эпохи, которая тогда лишь зарождалась, а сегодня достигла своего расцвета.

Марчелло — дитя своей поры. На первый взгляд он чувствует себя в этом светском мире очень гармонично. Но вместе с тем он заложник этого самого мира. Постоянная погоня за сенсациями выхолащивает его способности.

В противовес главному герою сквозь сюжет проходят два персонажа. Его друг Штайнер, жизнь которого оканчивается при весьма трагичных обстоятельствах, а также светловолосая девушка из кафе.

Штайнер является для Марчелло примером того, как следует жить. Главный герой словно примеряет на себя стиль жизни Штайнера: семья, дети, занятие любимым делом, профессионализм и хорошие знакомства, авторитет среди истинных профессионалов своего дела. В то время как Марчелло чувствует себя не более чем газетной шавкой, Штайнер кажется ему настоящим героем. Поэтому вместе с трагической кончиной Штайнера рушатся все планы Марчелло на лучшую жизнь. Главный герой понимает, что даже такие люди, как его друг, несмотря на все свои достижения, не обрели в жизни счастья. А следовательно, его не существует. Поэтому-то протагонист и продолжает свой аморальный образ жизни.

Однако в жизни главного героя буквально на два мгновения появляется невинная светлая девушка. Познакомится он с ней в одном придорожном кафе: она раскладывает приборы на столах, а он пытается что-то писать на своей печатной машинке. Она — олицетворение чистой и естественной жизни. Он — продукт порочного мира, полного искушений. Она — провинциальный мотылёк. Он — плешивый городской зверь, состоявшийся в среде светских львов.

Именно на сцене разговора этой девушки с Марчелло и оканчивается лента. Она — в белом. Он — в чёрном. Она что-то пытается ему объяснить. Он — ничего не слышит из-за шума волн. Она переходит на жесты. Но он всё так же ничего не может разобрать. Они из абсолютно разных миров. В её мире счастье возможно, потому что она радуется самым простым вещам. В его мире счастья не существует, потому что он разучился получать удовольствие от больших и ярких развлечений.

В своих последующих картинах Феллини будет неоднократно ссылаться на этот фильм. Вообще, вторая половина творчества великого режиссёра переполнена отсылками к своим же ранним работам. Отдельные же критики убеждены в том, что ничего лучше после этой ленты он не снял. И если об этом можно спорить, то о том, что «Сладкая жизнь» — один из величайших фильмов в истории — вряд ли.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.