Рецензии пользователя Антон Филатов

Несколько лет назад Кира Муратова сильно заболела. Событие не из экстраординарных, учитывая её возраст (на момент окончания работы над «Вечным возвращением» ей было 77 лет). Однако чувствовала она себя настолько плохо, что не могла отделаться от мыслей о смерти. Именно в таком состоянии родилась задумка для фильма.

«Это должна была быть лента, состоящая из четырёх новелл. Именно такой я её изначально задумывала. Но в итоге денег хватило только на одну из них», — будет Муратова впоследствии рассказывать на пресс-конференциях.

Когда она лишь начинала работу над «Вечным возвращением» и только услышала от продюсера, что, мол, «денег нет», то решила несколько раз снять одну и ту же сцену с разными актёрами. Для этого она пригласила своих любимых Ренату Литвинову, Олега Табакова, Аллу Демидову, Сергея Маковецкого, Георгия Делиева, Наталью Бузько и т. д. Как обычно, в фильмах Муратовой сочетание в одной сцене актёров-непрофессионалов и маститых мэтров загадочным образом выглядит гармонично.

Сюжет картины обладает фирменным муратовским напылением абсурда: он неожиданно является к ней. С порога заявляет, что никак не может выбрать между своей женой и любовницей, потому что любит как одну, так и вторую. И она должна ему помочь определиться. Но она, во-первых, с трудом вспоминает, что это за мужчина, во-вторых, не знает ничегошеньки о его жизни, а в-третьих, вообще начинает сомневаться в том, знакомы ли они на самом деле…

Эта сцена обыгрывается разными парами актёров, которые произносят одни и те же реплики, одеты практически в одни и те же костюмы, ходят по одним декорациям… Ведь, согласно обобщающему сюжету, весь отснятый материал — это лишь хаотично смонтированные кинопробы, которые успел сделать режиссёр перед смертью. Так уж произошло, что во время съёмок он умер. И что теперь будет со всей этой плёнкой — решают двое карикатурных продюсеров и какой-то нувориш-инвестор.

В этом и заключается грустная правда режиссёрской участи: в тот момент, когда на съёмочную площадку выходит продюсер, режиссёр, можно сказать, умирает. Материя фильма с этого момента вышивается уже не согласно режиссёрскому таланту, а в соответствии с продюсерской смекалкой. Возможно, именно во время кастинга и прекращается в чистом виде творческий процесс постановщика? Согласитесь, ведь уже на этапе утверждения актёра вмешается продюсер со своими «предложениями, от которых не сможешь отказаться…». Словом, картина «Вечное возвращение» — это фильм в фильме, это кино ради кино, это творчество во имя творчества…
Картина была отмечена премией Союза кинематографистов «Никой» как «лучшая картина СНГ и Балтии». Кроме того, она участвовала в конкурсе Римского кинофестиваля, на котором, правда, осталась без наград.

А ещё эта лента засветилась на Одесском кинофестивале, где была показана вне конкурса. Это заставило многих подумать, что организаторы специально не допустили ее для участия в конкурсе, поскольку в таком случае она бы не оставила шансов остальным украинским фильмам.

Вот такая она, Кира Георгиевна, всю жизнь снимавшая так, как ей заблагорассудится, несмотря на трудности с финансированием и проблемы, которые ей создавали множественные неблагоприятные обстоятельства. И даже когда речь заходит о собственной смерти — она не опускает руки, а спешит написать очередной сценарий, чтобы снять новый фильм. Наверное, в этом и заключается её «Вечное возвращение» к творчеству, кинематографу и, в конце концов, к жизни…

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.