Рецензии пользователя Антон Филатов

Итальянское кино нынче на спаде. Даже самый именитый современный фильммейкер с Апеннинского полуострова выглядит лишь унылым подобием великих режиссёров Золотого века кино Италии (50–70 годов ХХ века). Легендарная киностудия Cinecittà (в своё время крупнейшая в Европе) распадается, а перед кинотеатрами по всему миру уже не выстраиваются длинные очереди поклонников итальянского кино.

Именно в эту эпоху режиссёр Паоло Соррентино снимает свою «Великую красоту». Фильм, с упоением цитирующий картины Феллини и отдающий таким образом дань уважения той прекрасной эпохе, когда Италия была законодателем моды в большом кино.

В центре сюжета «Великой красоты» — светский лев, король римской богемы с несколько гангстерским именем Джеп Гамбарделла. В своей жизни он имеет всё, о чём мечтал: неоспоримую славу, широкое признание, нерушимый статус, богатство, обеспечивающее полнейшую независимость, внимание слабого пола даже в 65-летнем возрасте. Работа в престижном журнале, для которого он время от времени пишет, не приносит ему удовольствия, так как копание в чужом творчестве для него мука. «Когда мне стукнуло 65, я понял, что с этого дня у меня не осталось времени на то, чтобы делать то, чего я не желаю», — несколько нарцистично, но вполне справедливо говорит он.

Главное, что практически полностью занимает его мысли в этой ситуации, — это поиск чего-то поистине великого. Так как он большую часть своей жизни провёл в переполненной (и оттого гниющей) чаше красот Вечного города, а также купался в роскоши и богатстве — недостатка в великой красоте он не испытывал. Даже наоборот. Однако столь изысканная жизнь вогнала его в тяжкую тоску. «Неужели в этом мире не осталось места для красоты, помимо всей той, которую я уже испробовал?» — словно задаёт он себе вопрос. Собственно, поиск ответа на него и составляет весь сюжет этой картины.

Несмотря на то что действие ленты разворачивается в самом сердце Рима — ни одной банальной достопримечательности в кадре не появляется. Даже Колизей попал под прицел оператора случайно — лишь потому, что окна главного героя выходят прямо на него.

Хотя с момента появления кинематографа в Риме и были сняты десятки тысяч фильмов, а поэтому все достопримечательности города, пожалуй, уже успели появиться в тех или иных лентах, Паоло Соррентино всё же удалось приоткрыть перед своим зрителем абсолютно неожиданную сторону города.

Главный герой в «Великой красоте» — это своего рода фантом Вечного города, его прелести, блеска, изысканности. В нашу эпоху, когда стало доступным побывать в любом музее и городе мира, когда виртуально можно посетить самые разные уголки планеты — даже рядовой ценитель прекрасного сталкивается с состоянием, когда всё уже надоело и ничто не вызывает щемящего восторга.

Как неоднократно говорил режиссёр этого творения в своих интервью, эта лента — своеобразный оммаж фильмам Феллини. Здесь можно найти отсылки (но не цитаты) на «Амаркорд», «Рим»… А главный герой Джеп Гамбарделла — и вовсе кажется несколько постаревшим журналистом Марчелло из «Сладкой жизни».

В этой картине особый восторг вызывает операторская работа. Лука Бигацци, отвечавший в ней за визуальный ряд, создал впечатляющий ритм фильма: местами бодрый, порой — трансовый, а иногда лирически неспешный. Так что в отдельных эпизодах ты, как зритель, чувствуешь, что улетаешь куда-то вдаль, а потом вдруг оказываешься в состоянии заторможенного туриста, натолкнувшегося на какую-то невообразимую достопримечательность.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.