Рецензии пользователя Антон Филатов

На последнем Берлинском кинофесте многие критики и зрители пророчили абсолютному шедевру Ричарда Линклейтера «Отрочество» главный приз. Однако в итоге он получил только награду за лучшую режиссуру и две второстепенные «медальки». Таким образом, в очередной раз подтвердился факт, что на присуждение главных статуэток самых престижных кинофорумов влияют социальные и политические контексты. В то время как другие (считающиеся второстепенными) награды вручаются именно за художественные достижения.

Этим фильмом режиссер Ричард Линклейтер продолжил свои временные кино-эксперименты, начавшиеся в его своеобразной франшизе: «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью». В этих трех картинах фильммейкер снимал историю отношений мужчины и женщины на протяжении двадцати лет. Раз в десятилетие двое исполнителей главных ролей собирались вместе с режиссером и писали сценарий к каждой следующей части франшизы. При этом в скрипт к фильму они вплетали свой собственный жизненный опыт.

Подобным образом снято и «Отрочество». Работа над ним началась в 2002 году и продолжалась 11 лет. Исполнитель главной роли в ленте, по сути, играет самого себя от маленького мальчика, который ходит в детсад, и до юноши, который поступает в колледж.

На первый взгляд картина складывается из повседневных банальностей. Но во время просмотра убеждаешься, что жизнь каждого человека состоит из пестрой фрески тривиальных вещей. Так что оторваться от просмотра этого кино-полотна столь же трудно, как прервать жизнь.

Каждый кадр в этой ленте вынашивался годами. Поэтому даже секундная сцена может быть наполнена глубоким символизмом. Мальчик, сидящий в простенке, расковыривает в земле похороненную птицу (ох, уж эти похороненные птицы — по детски точный и лаконичный символ, который проявляется наверное, во всех лучших книгах и фильмах о детстве). Или когда ребёнок лежит на батуте, а вокруг него скачут дети — в таком положении, подпрыгивая от вибрации прыжков всех остальных, словно, подчёркивается вся его беспомощность и неустойчивость в этом большом и коварном мире.

Каким образом Линклейтеру удалось создать ленту, продолжительностью в 2 часа 40 минут и при этом добиться эффекта, что она смотрится на одном дыхании — остаётся загадкой.

В своё время подобные длинные по времени кино-исследования жизни человека проводил Франсуа Трюффо. Его цикл фильмов, начатый легендарной лентой «400 ударов», охватывает приблизительно 40 лет жизни человека по имени Антуанель. Актёр, исполнявший главную роль во всех этих картинах, рос вместе со своим персонажем. А сюжет был наполнен автобиографическими фактами из жизни самого Трюффо. Каждая из шести лента в этом цикле — своего рода опорная точка, по которой очень точно идентифицируются особенности того или иного возраста.

Ну, а прелесть «Отрочества» заключается в том, что вся 12-и летняя панорама жизни здесь показана в одном-единственном фильме — такой себе концентрат жизни.

Эту ленту есть смысл показывать в рамках школьной программы вместо чтения трилогии Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». Значение картины Линклейтера для американского кинематографа приблизительно такое же, как названные толстовские произведения для русской литературы.

Написано под лучшие песни The Beatles

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.