Рецензии пользователя Антон Филатов

  • Соль Земли
    The Salt of the Earth (2014)

    Вся соль «… земли»

    25 июня, 2015, 12:10

Документальных фильмов, которые рассказывают не о событиях в Украине, крайне мало в наших кинотеатрах. На отечественные экраны такие картины выходят лишь один-два раза в год. Поэтому премьера каждого из них становится настоящим событием. Но появление в прокате фильма такого масштаба, как «Соль Земли» Вима Вендерса, — стало бы настоящим событием, даже если бы документалки появлялись в отечественных кинотеатрах хоть каждый месяц.

Фильм «Соль Земли» получил приз на Каннском кинофестивале, номинацию на «Оскар» и множество других престижных наград. Но даже весь этот букет призов не сравнится с регалиями самого фотографа Себастьяна Сальгадо, творчеству которого посвящена лента.
Мэтр документальной фотографии объехал более сотни стран. Своими снимками он открывал широкой общественности судьбы людей из самых отдаленных уголков планеты. Нажимал на болевые точки социума: нищета африканских племен, жестокие реалии нефтедобывающей промышленности, варварские условия труда на золотом прииске, хищный карьер которого проглотил десятки тысяч человеческих судеб.

«Соль земли» не сводится к экранной галерее определенного художника. Через фотографии, которые подробно показываются в этом фильме, раскрывается тайна творческого процесса и деликатность человеческих отношений, диагностируются страсти и грехи, изучаются идеологии и чувства.

В панораму творчества Сальгадо в ленте изысканно вплетена история его отношений с семьей. Жена, служившая опорой в карьере Себастьяна. Сын, который сначала бунтовал против отца, а с годами признал его «суперменом». Папа самого художника, которому очень трудно было смириться с неожиданным решением сына отбросить экономическое образование и начать бесконечные путешествия по миру в поисках заветных кадров.
Одним из равноправных персонажей ленты является и сам режиссер Вим Вендерс. Когда они вместе с Сальгадо листают фотоальбомы — слов как таковых начинает не хватать их общению. Визуальные образы с монохромных фотографий — вот чем они обмениваются, чтобы выразить свои эмоции. Оба эти художника уже давно заняли видное место в хрестоматиях и энциклопедиях. Поэтому их экранное взаимодействие не менее интересно, чем портрет самого Сальгадо.

Творчество фотографа в ленте олицетворяет иррациональное начало. Его идеи и образы порождаются сложно спутанным клубком человеческих судеб, долгих безрезультатных блужданий пустынями и джунглями. А Вендерс, хоть и не менее трудолюбивый и продуктивный, однако слишком рациональный. Его последние фильмы рассчитаны до миллиметров и секунд, а темы — не опускаются ниже сливок творческой богемы.

Сальгадо в своем творчестве напоминает земляного червя, который перекапывает гектары в поисках исключительного кадра. А Вендерс — пчелу, что летает исключительно между цветками, дабы выискать экзотичный нектар. Когда они встретились — им, конечно, было о чем поговорить. И это стоит увидеть.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.