Рецензии пользователя Антон Филатов

Лучшее в скучных фильмах — это финал. Когда кажется, что лента не закончится уже никогда — вдруг неожиданно на экране появляются титры. Так и в случае с «Дневником горничной», концовка которого наступает словно ни с того, ни с сего. В сюжете картины нет ни яркой кульминации, ни затянутого узла событий. Все происходящее на экране — как будто фрагмент из жизни, записанный скрытой камерой и поддавшийся минимальному художественному вмешательству. Очень похожим по атмосфере и стилю был фильм этого же режиссёра Бенуа Жако «Прощай, моя королева» (2012). Главные роли в обеих картинах сыграла очаровательная Леа Сейду. И в «Дневнике горничной» и в «Прощай, моя королева» на первый план выходит образ слуги. Этот «человек массовки», должный быть не более чем «тенью господ», оказывается центром, вокруг которого развиваются все события. Именно он является свидетелем как фасадной, так и закулисной жизни аристократов. И в то время как аристократы считают, что всё вокруг подчиняется им одним - на самом деле они являются лишь внешней оболочкой мира, в котором живут. А увидеть его в полной мере можно лишь глазами слуги. Это один из смысловых трюков «Дневника горничной», который хоть и не нов, но оригинален. Несмотря на то, что события ленты разворачиваются не менее чем сто лет назад, положение главной героини очень близко современному человеку. Неоднократно повторяющиеся сцены собеседования протагонистки Селестины очень точно перекликаются с частыми эпизодами поисков работы из жизни рядового европейца. Высокий вкус авторов ленты чувствуется буквально в каждой детали ленты. Отдельные же эпизоды приведут ценителей искусства в восторг. Так, например, в сцене, когда отчаявшаяся после очередной неудачи с поиском работы Селестина исступлённо слушает предложение о работе в борделе, то кадр выстроен так же, как картина Эдгара Дега «В кафе» («Любительница абсента»). У главной героини здесь такие же уставшие глаза и столь же одурманенное высокоградусным напитком выражение лица. Неспешный и перенасыщенный деталями просмотр этой картины напоминает чтение классического романа. В свою очередь монтаж ленты выстроен так же, как и перелистывание страниц дневника, в котором события-отрывки связаны лишь тем, что рассказывают об одном и том же человеке. По сути же каждая история начинается внезапно, чтобы столь же неожиданно перейти в новый сюжет. Как и в самой жизни. В целом «Дневник горничной» интересно смотреть или скрупулёзно анализируя, или любуясь атмосферой эпохи, которая предельно точно воспроизведена в декорациях, костюмах и манерах. Сосредоточиться же на самой истории и просто сопереживать персонажам картины будет трудновато. Эта картина создана словно с ориентацией не на зрителя, а на самих авторов фильма. Так и чувствуется, что им было интересно в каком-то эпизоде использовать остроумный ход, а ещё где-нибудь применить изысканную находку. Поэтому-то в определённые моменты просмотра зритель и чувствует себя посторонним.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.