Рецензии пользователя Антон Филатов

  • Сказка сказок
    Il racconto dei racconti (2015)

    Сказка в поиске оригинальных сказок

    18 сентября, 2015, 17:17

«Сказка сказок» Маттео Гарроне станет настоящим откровением для всех, кто устал от карамельных, красочных кинопересказов сюжетов, хорошо знакомых ещё с детства. Лента сдула пыль забытия со сказок, которые из-за своей жестокости пролежали в летописях не одно столетие. Их не рассказывали детям, чтобы не травмировать хрупкую психику кровавыми сценами и не перенапрягать несформировавшееся молодое мировоззрение мощными аллегориями. Если отдельные эпизоды из этих сюжетов и пробирались на страницы красочных детских книжек, то лишь в форме сильно упрощённых историй.

В итоге наш современный зритель привык ассоциировать экранизации сказок с персонажами диснеевских лент, которые на поверку оказываются словно ожившими шоколадными фигурками. Другим киноманам вспоминаются герои многочисленных советских фильмов-сказок (халтурные марионетки в дешёвых декорациях). В попытке сделать экранизацию сказок максимально красивой и смотрибельной, многие режиссёры скатывались в опереточные страсти и комиксовый антураж. И лишь считанные кинематографисты отваживались открыть в своих фильмах забытую жестокую мудрость сказок, именно в таком виде, в каком они были написаны.

В основу фильма Гарроне легли четыре сказания Джамбаттисты Базиле. Именно из его сказок со временем проросли услащённые плоды творений Х. К. Андерсена и Шарля Перро. Каждый из сюжетов в ленте существенно утяжелён мощным аллегорическим подтекстом. Эпизоды о короле, который от безделья вырастил блоху до размеров хряка, высмеивает то, как богачи, из-за отсутствия жизненных проблем, зацикливаются на какой-то бессмысленной мелочи, размусоливая её до невероятных размеров. Иными словами, делают из мухи слона.

Наименее удачный сюжет фильма — о близнецах, один из которых родился у королевы, а другой — у бедной женщины. Кроме того, что в нём коробят несостыковки отдельных эпизодов, выглядит наивным и сам по себе замысел: противопоставление богачей и бедняков.

Обескураживает своей жестокостью сюжет о похотливом господине и старухе, вернувшей себе молодость. Его нужно регулярно показывать на всех каналах, посвящённых шоу-бизнесу и высокой моде. Уверен, для многих инсайдеров гламурной империи эта сказка станет откровением.

Венчает фильм сюжет о красавице и чудовище. Нет-нет, совсем не о тех, которые танцевали под красивую музыку во всем известном диснеевском фильме. В отличие от слащавой классической анимации здесь многих зрителей передёрнет от испуга.

«Сказка сказок» Гарроне, будем надеяться, разрушит устоявшее однообразие в экранизациях классических примеров жанра, обозначенного в заглавии фильма. Помните, как в одном лишь 2012 году в прокат вышло сразу три больших картины, снятых по одному и тому же сюжету: «Белоснежка: Месть гномов» с Джулией Робертс, «Белоснежка и охотник» с Шарлиз Терон и «Белоснежка» Пабло Берхера. Действительно стоящим фильмом в итоге оказался лишь последний. Испанский шедевр покорил критиков по всему миру, собрав длинный ряд призов. А о первых двух упомянутых лентах давайте поскорее забудем.

«Сказка сказок» лишний раз подчеркнула, что классические сюжеты на самом деле намного разнообразнее и изобретательнее, чем кажутся. Будем надеяться, эту идею подхватят другие кинематографисты и мы вскоре встретим на экранах более оригинальные фильмы на основе заезженных, на первый взгляд, историй.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.