Рецензии пользователя Blacksun2000
-
Ужас реальности или реальность ужаса
14 марта, 2015, 01:04
(рецензия на фильм Андрея Звягинцева Левиафан)
... Береги добро от воров и чиновников, если хочешь, чтобы не украли.
Юлия Латынина. Колдуны и Империя
Филь «Левиафан» можно во многом назвать культовым. Почему? Именно он стал нарицательным, визуальным воплощением всей чиновничьей несправедливости, беспросветной коррупции спрятанной под сусально-золотым фасадом современной России. Самая большая ирония, что кроме переосмысления библейской истории Иова, первоначально фильм задумывался как экранизация реального конфликта американского сварщика Марвина Химейера с цемнентным заводом, который в результате, запершись в бульдозере, разрушил здание предприятия, а потом покончил жизнь самоубийством. Однако Звязгинцв пошел дальше, создал целиком самобытную историю, что мы и увидим.
О фильме написано много – и о злободневности, и о символах, поэтому считаю достаточным написать свои впечатления о кино. Первое. Фильм – как символ прогнившей и бюрократической системе России, смотрится невероятно актуально и в Украине: все те же беспринципные застройщики, все то же нарушение норм, в том числе, когда речь идет о культовых сооружениях. Все то же выпирающее «право сильного», все тот же произвол чиновников – депутатов, судей, прокуроров, общий принцип «круговой поруки», неспособность привлечь к ответственности «неприкосновенных». Да и основным «положительным» героем Николем Сергеев (Александр Серебряков) движет не чувство общей справедливости, а «справедливости для себя» - ведь факты о своем оппоненте Вадиме Шелевяте он хочет использовать практически с целью «шантажа». Автослесарь хочет лишь «подергать за фаберже» чиновника, чтобы получить справедливую цену за землю, но он отнюдь далек от того, чтобы сведения о преступлениях мэра стали достоянием общественности. Можно сказать, что главный герой проигрывает противостояние, так как принимает правила игры огромного, безжалостного Левиафана двуличия и обмана, причем это характеризует обстановку в его семье, его отношения с другом, женой, сыном…
Если говорить о переосмыслении библейской истории – то автор как бы дискутирует с Вечной Книгой, и страдания для героя оборачиваются еще большими страданиями… «И черный опять подкатил воронок» - как поется в одной из песен «русского шансона».
Немного о сюжетной линии, игре актеров, операторской и режиссерской работе. Не знаю, но фильм мне показался не плавным повествованием, а некими «отрезками», на каждом из которых сюжет поворачивает под прямым углом. Единственное, мне казалось, что главные «положительные» герои умудряются делать все так, чтобы проиграть.
Игра актеров убедительна, проникновенна, логична, особенно интересным мне показался образ мэра, в исполнении Романа Мадянова, который лукавит и со своими соратниками, и с законом, и в конце-концов - даже с Богом. Отдельно – об операторской работе. Кроме сюжета, Левиафан – это суровые, завораживающие картины природы русского Севера, снятые в рыбацком поселке Териберка, и который сам стал героем репортажей в СМИ.
Итак, подытожим. Фильм «Левиафан» должен посмотреть каждый, кто хочет считать знатоком кино, поскольку фильм представляет срез неприглядной реальности, которая в России задрапирована плохо держащейся тканью из «духовных скреп», декораций в стиле «новой мощи» и различных пропагандистских мифов. Но для меня это фильм больше стал экранизацией пословицы «От сумы и тюрьмы не зарекайся» - ведь жизнь она такая… суровая.
Недзельницкий Андрей
