Рецензии пользователя zmijuka

В кинотеатре «Киев» теперь можно посмотреть новую драму польского режиссера Анджея Якимовского, автора картины «Штучки», ярко блеснувшей на Венецианском кинофестивале. Последнее произведение Якимовского имеет название «Только представь!» и показывает жизнь слепых людей разных возрастов, которые пытаются жить, словно их ничто в этом мире не ограничивает, учатся видеть не смотря.

В начальных титрах есть посвящение Бену Андервуду, который лишился глаз в возрасте трех лет из-за рака. Однако мальчик научился превосходно ориентироваться в пространстве методом эхолокации. Щелкая языком, Бен прислушивался к эхо, которое отбивалось от предметов вокруг него (главный герой «Только представь!» делает так же), так что он мог не только свободно перемещаться, но и заниматься сноубордом или играть в баскетбол, например. Увы, рак унес жизнь этого мальчишки, когда ему исполнилось шестнадцать.

Главный персонаж — слепой учитель по пространственному ориентированию Ян. Он приезжает в частную клинику для слепых в Лиссабоне, чтобы преподавать. Его ученики разных возрастов, но преимущественно подростки. Им сложно поверить в то, что Ян не использует ни трость, ни вибрационный датчик, хотя бы украдкой, потому они всячески его испытывают. Тем не менее находятся и такие, которые доверяют Яну и всячески пытаются применять метод эхолокации.

Главным украшением сюжета стала любовная линия. Между Яном и ученицей Евой, днями не покидавшей своей комнаты, возникает чувство, которое крепко подпитывается философией преподавателя. Ева сомневается по поводу его виденья мира, более того, скептически настроенные консервативные врачи клиники даже способствуют разоблачению некоторых уловок Яна, что негативно сказывается на отношении учеников к нему. И, надо сказать, небезосновательно. Несмотря на то что учителя-энтузиаста порой трудно отличить от обыкновенного зрячего, он все же слепой. Да и метод ориентирования по эхо не всегда стопроцентно эффективен, поэтому постоянно разбитое лицо играет не в его пользу.

Негативных персонажей здесь нет, как и нет позитивных: все максимально жизненно. Все мы не без изъяна, всем нам свойственно ошибаться. А деяния некоторых даже сложно трактовать в этой категории добра и зла. Это не тот вопрос, который поднимается в фильме, и это определенно хорошо, так как, отбросив ненужный тривиальный балласт, режиссер и сценарист Якимовский оголяет уникальную и утонченную историю, способную вызвать чувство восхищения у любого, даже самого черствого, человека.
Актерская работа была превосходна, исполнитель главной роли Эдвард Хогг, конечно, сыграл незабываемо. Но сильнейшей стороной картины стали, пожалуй, операторская работа и музыкальное оформление. Оператор часто выхватывает крупные планы, иногда лишь части целой картинки, так что зритель не может увидеть все сразу. Поневоле начинаешь присматриваться и пытаться заглянуть за край кадра, а со временем все больше прислушиваться вместе с главными героями, словно погружаясь в их мир, полный темноты, запахов, звуков и воображения.

Ленту просто-таки заполняет солнечный свет, и такое же впечатление она оставляет по себе. Здесь есть место трагедии и юмору, но «Только представь!» не рвет душу в клочья, давя на жалость. Это фильм о силе характера, о борьбе с обстоятельствами, о дружбе и любви, о том, как, будучи слепым, видеть больше, чем зрячие.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.