Рецензии пользователя Recensista
-
Последний день на Земле
4:44 Last Day on Earth (2011)3 августа, 2012, 10:10
Кинопродукт известного независимого режиссера Абеля Феррары обыгрывает едва ли не самую популярную тему в кинематографе последних лет. Двое героев — мужчина и женщина, Сиско (Уиллем Дэфо) и Скай (Шэнин Ли), влюблены друг в друга и готовы прожить последний день своей жизни вместе под одной крышей. Шутка ли — ровно в 4:44 утра озоновый слой нашей планеты исчезнет, а вместе с ним прекратит существование и человеческая цивилизация. О том, кто и как встречает последний в своей жизни день, вечер и утро рассказывает медитативная драма Феррары.
«4:44» не избежать неминуемого сравнения с недавней «Меланхолией» Ларса фон Триера, ведь обе картины венчает тема эсхатологии (конца света), оба фильма повествуют о горечи одиночества перед финальным оборотом планеты вокруг своей оси. Впрочем, общая тема далеко не всегда роднит фильмы; в нашем случае «Меланхолия» и «4:44» сняты абсолютно разными людьми с разными взглядами на жизнь. Именно в контексте триеровского творения любопытно было взглянуть на мнение Феррары. К примеру, лента датчанина снята на лоне природы, в замке, на фоне свадьбы и семейных страстей под эпическую музыку. В «Меланхолии» неизвестно, когда именно настанет конец света, но наличие второй планеты на небосклоне сигнализирует о скором апокалипсисе, который, увы, уже случился в душах некоторых из персонажей.
«Последний день на Земле», напротив, абсолютный антипод фильму Триера. Герои этого опуса даже с точностью до минуты знают, когда падёт финальный занавес и с долей самоиронии и издевательства продолжают вести обычную деятельность. В одном кадре главная героиня, Скай, экспериментирует с красками в своей новой картине; в другом, Сиско, взрослый мужчина, делает последние записи в журнале. В одном эпизоде Скай не может определиться с выбором платья, а Сиско щепетильно бреется перед зеркалом. И вместе с этим ничто, кроме настроения и разговоров героев не выдаёт приближающийся апокалипсис: так же исправно работают телевидение, доставка на дом и извечный скайп.
К слову, программой Skype постановщик изрядно надоедает зрителям, уделив ему слишком много экранного времени. Злоупотребляет общением по интернету именно главный герой, то ли артист, то ли писатель, который попеременно звонит бородачу с собачкой,
Наблюдать за этим ещё более любопытно, поскольку
Примечательно, что львиная доля (90% экранного времени) «4:44» снята в пентхаусе на Манхэттене; на связь с внешним миром указывают постоянно включенные телевизоры, из которых, как бы споря напоследок, вещают защитник окружающей среды Ал Гор и
Куда красноречивее смотрится эпизод с разносчиком еды, молодым азиатом. Всё происходит как всегда, но две детали прекрасно дают знать о катастрофе: Сиско даёт ему огромные чаевые и пускает незнакомого ему парня к скайпу попрощаться с близкими.
Напоследок автор «Плохого лейтенанта» преподносит вполне стандартный набор житейского бытия в мире: на площади Св. Петра собрались верующие послушать понтифика,
Ленту Феррары, увы, оценят лишь самые преданные фанаты его творчества, так как картина снята весьма субъективно, местами скучно, медленно с затянутыми крупными планами и медитациями в псевдодокументальной манере. В ряду апокалиптических кинолент «4:44» смотрится пессимистично, грустно и невзрачно. Хотя, кто знает, может быть, автор именно этого и добивался. Ведь не каждому концу света заканчиваться эффектно и с эпическим размахом.
