Рецензии пользователя Recensista

Формально полудокументальный, на деле просто реалистичный обладатель «Золотого медведя» рассказывает о театральной постановке «Юлия Цезаря» Шекспира в стенах римской тюрьмы строгого режима «Ребиббия». Безостановочно репитируя в течение нескольких месяцев, настоящие заключенные пропускают через себя силу и дух трагедии, не осознавая ещё, что искусство способно в корне изменить если не жизни, то хотя бы мировоззрение.

Корифеи итальянского кино братья Паоло и Витторио Тавиани, которым уже за 80, в последние раз снимавшие «Гнездо жаворонка» об армянском геноциде, умудряются раз за разом выстреливать фильмом-сюрпризом. Напомним, что за долгую кинокарьеру братья взяли «Золотую пальмовую ветвь» (1977 г.) за «Отца-хозяина», «Золотого льва» (1986 г.) за вклад в кинематограф и золотого «Святого Георгия» (2002 г.) за «Воскресение».

Будучи свободными от рамок жанрового кино или определенной эпохи, режиссёры создали образец кино, достойный трагедии гениального драматурга. С первого взгляда «Цезарь…» может показаться неискушённому зрителю скучноватой документалкой.

Однако спустя пару минут потомки древних римлян делают ход конём: они играют цветным (непосредственно премьера) и чёрно-белым (репетиции и кастинг) освещением, а главные герои постепенно сливаются со своими персонажами, понимая, что пассажи из пьесы часто касаются их покалеченных жизней. Так, Брут (Сальваторе Стриано) приходит в ужас от пророческого «о, если б без убийства мы могли дух Цезаря сломить», а Джованни Аркури, играющий Цезаря, реально выясняет отношения с Хуаном Бонетти, воплощающим образ лицемерного Деция. Не изобретая ничего нового, постановщики заставляют по-новому посмотреть на снимаемый ими мир.

Лента получилась у Тавиани, у которых уже есть «золото» Канн и Венеции, на удивление, простой и наверно даже скромной и оттого понятной. Даже изначально нас знакомят с кастингом очень аккуратно: рассказывают заключённым о пьесе, после проводят отбор, на котором просят в двух разных ситуациях назвать свои имя и год рождения; ну, а после идут краткие титры, «за что и на сколько посадили» тех счастливчиков, которые заполучили главные роли.

Постановщики специально показывают нам ключевые, решающие сцены из трагедии, такие как встреча Цезаря с прорицателем, сборища заговорщиков, разговор Брута с Кассием (Козимо Рега), убийство Цезаря, выступления Брута и Марка Антония на форуме, битвы при Филиппах, прощание Кассия с Брутом, их суицид, разговор духа диктатора с Брутом. Реальные заключенные (только Стриано был уже свободным на момент съёмок) проживают близкие их судьбам темы предательства, измены, зависти, лицемерия, убийства и изгнания. В их устах и взглядах читается невыразимая печаль, которую не воспроизведёт ни один актёр из настоящего театра «на воле». Актёры допускают вольности в игре и несколько скованы от неопытности, что только подчёркивает их стремление сделать характеры персонажей убедительными.

Постепенно практически все из занятых в постановке понимают, что искусство становится для них освобождением, своеобразным «возрождением». Слова одного из них в финале: «Именно теперь мне кажется, что я сижу в настоящей тюрьме» констатируют силу волшебства искусства.

Лаконичное повествование длиной всего в 76 минут идеально вписалось в требования взыскательной публики Берлина. Хотя многие недоумевали и обвиняли жюри в консервативности, нельзя не отметить, что братья в преклонном возрасте сняли свежее кино, трогающее душу и дающее пищу для ума после просмотра. «Трагедия в трагедии» блестяще раскрывает роль искусства в жизни человека, пускай и обречённого на долгие годы заточения за преступления. Неудивительно, что после фильма двое из заключенных написали книги, а Стриано после выхода из тюрьмы в 2006 г. считается одним из лучших современных итальянских актёров («Гоморра», «Неаполь, Неаполь, Неаполь»).

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.