Рецензии пользователя Recensista

Экранизация романа 2002 г. Шанталь Тома. На экране разворачиваются события последних дней Людовика XVI (Ксавье Бовуа) и Марии-Антуанетты (Дайан Крюгер) глазами девушки по имени Сидони Лаборд (Леа Сейду), которую гнетут воспоминания во время пребывания в вынужденной ссылке в Вене. В её обязанности входит чтение книг королеве. Взята Бастилия, разгорается революция, в Версале творится переполох, слуги и придворные бегут куда глаза глядят, а ослеплённая любовью Сидони до последнего служит одиозной королеве.

От обласканной критиками костюмированной драмы француза Бенуа Жако ожидаешь большего, чем трёхдневные блуждания главной героини залами и двориками Версаля. Впрочем, режиссёр неспешно, даже, как дворянин, вальяжно, но определённо чётко расставляет акценты в своём фильме. Не слышны ни крики парижской черни, ни призывы к «свободе, равенству, братству», а о надвигающейся катастрофе символизирует листовка вроде «286 голов, которые надо срубить». Жако бьёт по зрителю визуально: крысы в прудах, потрескавшаяся штукатурка в дворцах и окончательно деградировавшая знать говорят за себя. Три дня при дворе — это эпилог упадка монархии и всех её атрибутов, таких, например, как смехотворные напудренные старые аристократы.

Тему французской революции, в частности последних дней на престоле ненавидимых народом монархов, кинематографисты подымали неоднократно. Вспомним хотя бы недавнюю «Марию-Антуанетту» Софии Копполы. Постановщик решил соригинальничать: повествование ведётся устами и глазами чтицы Сидони (там увидела, там подслушала), события в картине ограничены тремя днями в пределах Версаля, а сами создатели придают трагичной картине слегка лесбийский оттёнок. О последнем говорят интрижка эгоистичной и холодной королевы с герцогиней де Полиньяк (Виржинии Ледуайен) и парочка кадров с обнаженными героинями Ледуайен и Сейду. Впрочем, дух запретной любви витает здесь в виде сплетен и испаряется так же легко, как и розовое масло на руке чтицы. В остальном же мы наблюдаем слепое повиновение чтицы истеричной и не совсем убедительной в исполнении Крюгер королеве, желания которой в виду рушащейся власти выглядят глупо и совсем неинтересно.

С одной стороны, наблюдать за высшим обществом, которое в своей разнузданности и манерности лишь устало смотрит на крах, не так любопытно. С другой — нам показывают ещё одну точку зрения одной из приближенных к Марии-Антуанетте особ. Для неё близость с королевой — означает жить полной грудью. Даже когда та использует её в корыстных целях, мадемуазель Лаборд молчаливо исполняет волю растерянной королевы.

Как драма фильм «Прощай, моя королева» не силён, но как реалистичная картинка событий тех дней в стенах Версаля он пугающе убедителен и роскошен. Игра актёров, равно как игра на контрастах, дополняют уже известную сухую историю революции и свержения монархии. Однако фильм, безусловно, о другом. Он о том, как девушка, верившая в свой идеал, оказалась обманутой, а в конце концов лишилась возможности быть с ним (королевой) до конца. Вдобавок финал нисколько не интригует и обрывается на полуслове. По крайней мере, автору этих строк так показалось.

Антураж придворной жизни и впечатляющую атмосферу последних дней Версаля здорово подчеркнул интерьер и звуковое оформление киевского кинотеатра «Спутник».

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.