Рецензии пользователя Recensista

1357 год. Татаро-монгольское ханство Золотая Орда переживает последние десятилетия расцвета. В столице золотоордынцев неожиданно слепнет могущественная ханша Тайдула (Роза Хайруллина), мать хана Джанибека (Андрей Панин). Под угрозой сжечь Москву в Сарай-Бату вынужденно отправляется митрополит Алексий (Максим Суханов), который должен вылечить ханшу. Путешествие в самое сердце Орды обернётся для чудотворца немалыми испытаниями.

Снятый на деньги «Православной энциклопедии» фильм рисковал превратиться в православную агитку или на худой конец одой дружбе церкви с государством. На деле фильм Прошкина при сценарии опытного Юрия Арабова оказывается даже не столько историческим фильмом, сколько ещё одним авторским взглядом, поданным в виде мистического мифа о давно минувших днях. Фильм не столько пытается отобразить или исказить исторические события, сколько показать роль человека и его слабость в антураже беспощадного средневекового мира.

Для одних «Орда» может показаться занимательным экскурсом в эпоху, о которой мы наслышаны, но не имеем чётких понятий и нужных сведений. Для других — о силе и жертвенности верующего человека, который надеется сотворить чудо для поработителя во благо родной земли. Стоит воздать должное создателям, которые аккуратно сыграли на территории Руси XIV века, не дав повода для кривотолков и спекуляций.

Глиняный город, столица Орды, которого по задумке сценариста «не будет более, а может, и не было», воссоздан настолько аутентично (как кажется) и щепетильно, что ощущаешь себя соучастником исторического полотна. А «туристов» здесь немало: на пути героев встретятся и массы невольников-русичей, и итальянцы-монахи. Режиссёр убедительно отображает на экране язык, обычаи, быт и костюмы монголо-татар. И хотя заглавной по идее является линия чудотворца Алексия с его мытарствами, со временем ощущаешь, что мир Орды оказывается чуточку сильнее и впечатлительнее.

В этом плане картина не всегда выдерживает баланс: наблюдая за Алексием и его пребыванием в столице, ожидаешь мощной развязки, но вместо этого нас обрекают на долгие минуты «навозных» работ среди его соотечественников; к слову, тяготы рабов не отображены реалистично. Казалось, пиковый эпизод с попыткой самоссожения быстро сменяется благополучными сценами с монголами, для которых старец из Москвы всего лишь ещё один знахарь с покорённых земель. А сам финал ленты, отмеченной призами на ММКФ (в том числе феноменальная Хайруллина в роли ханши), подаёт лишь сухие факты, оставляя зрителя в небольшом недоумении.

Что интересно, после просмотра неизменно посещают мысли о том, что сегодня многое осталось таким же: как и в «Орде», так и в наши дни с грустью отмечаешь, что безграничная власть делает с отдельно взятым человеком, что желание и наслаждение властью во все века были и будут составляющими человеческой природы. В этом плане драма — яркий пример того, как мощь, завоевавшая полмира, логически достигает пика своего могущества, а затем, пожираемая противоречиями и междоусобицами, вмиг теряет всё завоеванное за годы, чтобы спустя каких-то двести-пятьсот лет иго с востока воспринималось как нечто мифическое, хоть и имевшее реальную основу.

От потенциально масштабной «Орды» ожидаешь много больше, но драма оказывается не столько масштабным полотном на злобу тех дней, сколько интересным фильмом с пищей для ума.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.