Рецензии пользователя Recensista

Мартин Скорсезе представил на суд зрителей свою новую документальную лету про «тихого битла» Джорджа Харрисона, скончавшегося в 2001 году от рака. Через массу редких архивных кадров, фотографий и комментариев его современников нам приоткрывают завесу жизни одного из самых скрытных талантливых музыкантов мира.

Скорсезе не впервой снимать документальный фильм о музыканте, четырьмя годами ранее был «Роллинг Стоунз: Да будет свет». Впрочем, обе постановки отличаются настолько, насколько это возможно. Название «Жизнь в материальном мире» красноречиво даёт понять, что гитарист группы Beatles всю жизнь разрывался между двумя мирами — духовным и материальным, искал гармонию в своей душе, не переставал экспериментировать. Не зря ведь Харрисона называют более всех изменившимся из ливерпульской четвёрки.

В картине мы не увидим и не услышим закадровый голос маститого режиссёра, но ближе к середине уже будет понятно, что все разбросанные по фильму кусочки воспоминаний, фраз и аккордов играют определённую роль. Зритель как будто сам исследует природу жизни и поступков Харрисона; его не отягощают скучными и сухими фактами в чёткой хронологической последовательности. Лента разделена на две части: в первой мы наблюдаем этап взросления, бешеной славы (которой мало на экране) и участия Джорджа в группе, которая обрывается на While My Guitar Gently Weeps. Во второй части, начинающейся с 70-х годов, мы следим за его сольной карьерой и поисками себя, включая сотрудничество с Рави Шанкаром, медитациями и поездками в Индию.

В «Жизни…» причудливым образом подаются факты: вначале следует видео или фоторепортаж, муссирующий одно событие, а за кадром спустя несколько секунд слышится комментарий непосредственно участника тех событий. Затем показывается сам автор слов, изрядно постаревший и не без грусти вспоминающий об одних из самых противоречивых днях жизни Харрисона.

Благо, все комментаторы как на подбор: Пол Маккартни, Ринго Старр, Эрик Клэптон, Фил Спектор, Клаус Фурман, Йоко Оно, Эрик Айдл, Терри Гиллиам, сын Харрисона Дхани, его жена Оливия и другие. Каждый из его друзей вспоминает то, что больше всего ему запомнилось о музыканте. Айдл и Гиллиам упоминают, что без Харрисона не состоялся бы фильм «Житие Брайана по Монти Пайтону». Клэптон называет его мудрейшим из людей, если учесть, что сам по общему согласию увел его первую жену. И если слова Маккартни звучат порой сухо, то Ринго Старр отжигает на полную.

Картиной длиной в 3,5 часа снята живо, хоть и порой затянута; со временем ловишь себя на мысли, что она не о его музыкальном пути, а скорее о творческих поисках себя, душевных терзаниях, постоянных попытках изменить себя и мир (как первый организованный благотворительный концерт). Вторая часть ленты отличается от первой; в ней больше трансцендентальности, раздумий, визионерства. Вот Харрисон одержим садоводством и переездом в «Фрайар-парк», вот основывает группу Traveling Wilburys, вот сидит в начале 90-х с Ринго на ТВ-шоу и шутит. Человек с большой буквы им и останется даже после нападения маньяка и 8 колотых ран, полученных от ударов ножом. К тому времени Харрисон наверняка уже понял и разобрался в себе, обрёл покой в душе и наконец научился жить «со своим телом», как он неоднократно выражался.

Возможно, слишком длинная по хронометражу для кинотеатрального проката картина оставит приятные мысли после просмотра, заставив задуматься о неординарном образе перфекциониста Харрисона.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.