Рецензии пользователя Recensista

Двое приятелей — Андрей (Константин Хабенский) и Вениамин (Михаил Пореченков) — участвуют в судебных заседаниях по разные стороны баррикад. Андрей — талантливый прокурор, Веня — не менее хитроумный адвокат. Вот только незадача: суд происходит на том свете, а обвинительный или оправдательный приговор выносят только что умершему человеку, у которого две дороги — сектор покоя или сектор раздумий. Неожиданно Андрей вынужден обвинять парня своей овдовевшей жены, а Вениамину придётся простить нечаянно его убившую стоматолога (Анна Михалкова).

Алёна Званцова, создатель причудливой реалистичной фантазии о значимости жизни и поступков, сняла, на удивление, свежую и тёплую (как для того мира) ленту, проливающую свет на ряд терзающих человека вопросов. Зрителю доступны два варианта «Небесного суда» — полнометражный и 4-серийный, который, безусловно, более внятно раскрывает задумку постановщицы. Каждая серия длится 48 минут, однако просмотр всех четырёх из них создаёт впечатление, что снято всё крайне лаконично, пусть многие моменты и повторяются (в частности, эпизоды с Ингеборгой Дапкунайте). Тем не менее каждая серия настолько насыщена слегка туманным отблеском, событиями и мыслями, что лучшим рецептом к просмотру послужит по серии в день.

«Загробную» тему неоднократно подымали кинематографисты на протяжении последних десятков лет, но многие из этих попыток безопасно съезжали в область комедии или пугающего мистического триллера. Автору удалось избежать опасного пути, выдав необычно и интересно снятую картину, балансирующую на грани экзистенциональной драмы и комедии.

Потусторонний, так сказать «транзитный», мир показан в холодных тонах, напоминая небесную канцелярию в древнем замке, где всё вроде бы напоминает реальный мир, но в то же время всё иначе. Здесь, с одной стороны, точно такие же судебные прения (пусть и с непривычными методами следствия и пунктами обвинения), имеет место быть контрабанда, чувства и мысли героев и т. д. С другой стороны, оба главных персонажа на определённом этапе повествования смиряются с пребыванием в ином мире.

Пусть некоторые и обвиняют «Небесный суд» в антирелигиозном оформлении и изображении потустороннего мира как земного со всеми его атрибутами (суд, бюрократия), нельзя оспорить тот факт, что картина даже не пытается «наехать» на ту или иную религию или подвергнуть крайнему сомнению одну из противоположных теорий. Фильм в первую очередь показывает, как поступки человека могут повлиять на жизни других и к каким последствиям может привести одно, никем не замеченное слово или действие.

Безусловно, проект оказался бы сухим и неубедительным, если бы не феноменальная игра харизматичных актёров Пореченкова и Хабенского, для которых затронутые на экране вопросы близки и в настоящей жизни. Игра актёров, их жесты, мимика и умные диалоги порой заставляют задуматься: а в том ли мире находятся герои? Находятся они, конечно, в ином мире, но в то же время лишний раз подтверждают, что человек должен всегда оставаться человеком, не питать к ближнему своему плохих злокачественных чувств и стараться привнести за короткое время своего бренного пути столько блага, сколько он может дать. Впрочем, это я уже впадаю в патетику, а каждый зритель вынесет свою истину после просмотра означенной ленты.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.