Рецензии пользователя Recensista
-
Барбара
Barbara (2012)13 октября, 2012, 12:28
ГДР, 1980 год. Женщина по имени Барбара (Нина Хосс) подает заявление на выезд из страны, а вместо этого её под надзором спецслужб отправляют работать в провинциальную больницу. Мечтая выбраться из ненавидимой страны Барбара трудится в поте лица, обретает друга и лелеет мечты о счастье, которого по её мнению в ГДР не было и не будет.
Кристиан Петцольд принадлежит к режиссёрам так называемой «берлинской школы», которой присущи минималистичность, крайний реализм на экране и глубина истории. Уже в пятый раз он снимает в своих фильмах свою музу — Нину Хосс («Напоминание», «Вольфсбург», «Йелла» («Серебряный медведь» за лучшую женскую роль) и «Йерихов»). И уже в третий раз он с «Барбарой» поборолся за высшую кинонаграду Берлинале (в 2005 — «Призраки», в 2007 — «Йелла»). И «Барбара» получила заслуженный приз — «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
Барбара в лице Нины Хосс — это холодная и замкнутая в себе умная женщина, которая столкнулась с непереборимой силой в лице тоталитарного государства и его спецагентов во главе с Шутцем (Райнер Бок), для которых свободолюбивая врач — лишь воплощение сопротивления режиму. Авторы не сразу, а шаг за шагом приоткрывают её историю, разъясняя какие мотивы двигали Барбарой при подаче заявления и какие чувства она испытывает сейчас, переехав из берлинской «Шарите» в презираемую ею провинцию.
Сгущая краски, неприглядно описывая быт жителей Восточной Германии, постановщик добивается нужного эффекта и убеждает зрителя в том, что мир главной героини абсолютно её не устраивает, сжимает её со всех сторон (к примеру, проверками «штази»). И в то же время нас иногда вовлекают в её редкие сиюминутные встречи с любимым
На этом фоне совершенно неожиданно для самой Барбары к ней проникается теплыми дружескими чувствами зав.отделения больницы Андре (Рональд Церфельд, который играет также в немецкой «Невидимой»), который как и она щепетильно относится к работе, выказывает состраданием больным и общение с которым доставляет ей удовольствие. Таким образом героиня слишком остро воспринимающая бренность бытия, неожиданно раскрывается перед человеком, которому не чужды её проблемы и чувства, и постепенно проникается опасным положением пациентки Стеллы (Ясна Фритци Бауэр).
Несмотря на сухость и минимализм постановки, «Барбара» оказывается достаточно умной драмой на популярную в новой Германии тему. В
Картина не слишком дотошна, но красноречива в деталях и отснятых кадрах: так, часто в кадре Барбара проезжает по проселочной дороге на велосипеде при порывистом ветре, либо её переживания дают крупным кадром. Стоит сказать, что актёрский тандем Хосс и Церфельда придаёт фильму ещё большего психологизма и глубинности, перед зрителем обнажаются не только социальные неурядицы в ГДР, но и любовное чувство, которому Барбара не изменит.
