Рецензии пользователя Recensista

Последние годы жизни одного из самых талантливых писателей послевоенной Японии. Юкио Мисима (Арата) разочаровался в писательстве и видит смысл жизни в поисках красоты, которая неизбежно связана со смертью. Грядёт 25 ноября 1970 года — день, когда он со своими сторонниками из созданного им радикального «Общества щита» попытается совершить переворот.

Кодзи Вакамацу, умудренный опытом японский кинорежиссёр, решился на экранизацию последних лет жизни Мисимы, самых необычных и противоречивых, если взять во внимание его успешную писательскую карьеру. Шутка ли — автор пяти романов, двадцати пяти пьес, более двухсот рассказов и не меньшего количества эссе смело высказывался на запретные до некоторых пор в японском обществе темы, отличался завидным философским и неординарным мышлением. Юкио Мисима вообще для Японии — своего рода культовая личность, гений-писатель, болезненный и ранимый человек, в 30 лет решивший сделать из себя атлета-культуриста, чтобы после разочароваться во всём.

В кинематографе тему писателя уже поднимал Пол Шредер в 1985 году байопиком «Мисима: Жизнь в четырёх главах», получившим приз за художественное исполнение на одном из крупных киносмотров. Название его фильма целиком соответствовало сути: Шредер попытался охватить жизнь Мисимы с детства до последнего эпизода в его необычной жизни. Вакамацу, напротив, сосредоточился на годах, в конце концов приведших 45-летнего писателя к его финальному, не понятому многими, в том числе и соратниками, поступку — ритуальному самурайскому самоубийству сэппуку.

Лента Вакамацу снята неровно, затянута, режет глаз острыми углами и недочётами, эксплуатирует вечные японские атрибуты вроде сакуры, Фудзиямы и самурайской тематики, вдобавок слишком разбавлена чёрно-белой хроникой студенческих и левых протестов по всей стране. Впрочем, возможно, именно подчёркнутая небрежность, намеренное злоупотребление атрибутикой и бедность кадра призваны облегчить зрителю понимание мыслей и поступков Мисимы. Мисима, воспитанный бабушкой, всю жизнь благоговел перед патриотизмом и армией, поэтому не удивительно, почему он, уже взрослый мужчина, берётся за своё тело, идёт в армию, обучается военному искусству и бдит свой самурайский меч. Мисиме кажется, что оружие и армия в союзе с патриотизмом смогут изменить положение дел в стране к лучшему, вернуть божественную сущность императора и освободиться от пристального внимания США.

Неоднократно описав военный переворот и сэппуку в своих творениях, Юкио Мисима создаёт военизированное «Общество щита» из порядка сотни человек (большего его карман не позволит), общается с представителями армии и политикума, всерьёз готовит почву для переворота. И в жизни, и в ленте писатель пускает себя на обречённый путь: даже если вдруг за ним пойдут массы, кажется, что он всё равно совершит предписанное самоубийство, чтобы наконец воплотить нереальную задумку — соединить искусство и действительность, объединить красоту и смерть, последовать за героями своих романов.

Личность Юкио Мисимы довольно трудно трактовать в обычном ключе: с одной стороны, перед нами интересный неординарный писатель, с другой — поэт-трагик, так до конца и не осознавший разницу между реальными героями и героями страниц его романов. Впрочем, и «Финальная глава» не раскрывает, а скорее служит ещё одной авторской иллюстрацией к жизни мечтателя Мисимы.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.