Рецензии пользователя Recensista
-
Большие надежды
Great Expectations (2012)11 февраля, 2013, 14:54
Экранизация одного из двух сильнейших произведений Чарльза Диккенса (второй — «Дэвид Копперфильд»). Бедный мальчик по имени Пип (Джереми Ирвин из «Боевого коня» Спилберга) случайно встречает беглого каторжника на кладбище, где похоронены его родители, и помогает ему освободиться от кандалов. Спустя несколько лет этот поступок резко меняет жизнь парня, подмастерья кузнеца, и новая жизнь джентльмена в Лондоне приводит к ряду многозначительных происшествий.
Общепризнанно, что браться за экранизацию романов классика английской литературы — опасное дело, чреватое слепым следованием сюжету книги либо революционными новшествами, как это было в «Больших надеждах» 1998 года Альфонсо Куарона. И по сей день лучшей экранизацией «Больших надежд» остается работа 1946 года дважды оскаровского лауреата Дэвида Лина. Этот роман был уже столько раз перенесен на плёнку, что к каждой следующей постановке зрители относятся все более предвзято.
Подобная участь не обошла и драму Майка Ньюэлла («Четыре свадьбы и одни похороны», «Донни Браско», «Принц Персии: Пески времени»). Маститый постановщик попросту перенес классику на экран, побоялся отойти от первоисточника, а поэтому максимально следует букве творения Диккенса. Правда, режиссёр щепетильно обставляет интерьеры и быт бедных и аристократии, неприглядно рисует Лондон, по преимуществу снимает в домах и лишь изредка выбирается на улицу. От этого постановка кажется тяжеловесной, хотя авторы версии 2013 года максимально смягчают жестокие удары судьбы, сопровождающие Пипа и его окружающих, таких как кузнец Гарджери (Джейсон Флеминг) или таинственный благодетель Мэгвич (Рэйф Файнс).
В этих «.надеждах» любовная линия Пипа и Эстеллы (Холлидей Грейнджер), хладнокровной молодой дамы без сердца, не проходит красной нитью сквозь весь сюжет, хотя экранные эмоции молодых актёров не поддашь сомнению. Сценарист Дэвид Никколс сосредоточился на разочаровании в своей новой ипостаси Пипа, который не может найти себя в «светском обществе», погрязшем в бесчеловечных законах и развлечениях. В определенный момент честный и временами наивный Пип не выдерживает испытания деньгами, за чем следует неминуемое падение.
Одного из центральных персонажей романа и фильма — мисс Хэвишем — играет Хелена Бонем Картер. Героиня, которая долгие годы просидела перед зеркалом в подвенечном платье, наблюдая за гниющим свадебным тортом, сыграна, возможно, и эксцентрично, но целиком в духе причуд викторианской эпохи. С другой важной ролью — беглого каторжника Мэгвича — прекрасно справился Файнс. Мисс Хэвишем и Абель Мэгвич — два человека, сыгравших определяющую роль в судьбе Пипа. Хэвишем воспитала свою приёмную дочь Эстеллу в качестве орудия мести всем мужчинам, напутствуя: «Разбивай их серда…разбивай их без жалости!». Мэгвич прожил жизнь преступника, каторжника, беглеца и австралийского дельца, чтобы сделать жизнь другого человека успешной и беззаботной.
«Большие надежды» смотрятся местами неровно, но в качестве пособия для знакомства зрителей с этим творением Диккенса справляются неплохо. Дивидендов фильму прибавляет и прекрасная атмосфера киевского кинотеатра «Киев», плавно погружающего зрителя в драматические перипетии перенесенного на экран одного из лучших романов викторианского века.
