Рецензии пользователя Recensista

Польша, наше время. Отец и сын, Зигмунд (Мариан Дзендзель) и Павел (Борис Шиц), занимаются тем, что импортируют поношенную одежду из Франции в Польшу. Однажды Павел обращает внимание на изобличительную статью о его отце в одной газете, в которой говорится, что Зигмунд Коваль был не только активистом движения «Солидарность», но и агентом коммунистов.

Дебютная картина Рафаэля Левандовски, прямо скажем, не получилась. Ни сценарий, ни сюжет, ни общая атмосфера не являются сильными сторонами фильма. В процессе просмотра создается впечатление, что герои живут не в современной Польше, члене ЕС, а всё в той же социалистической Польше 80-х. Об обратном напоминают лишь марки машин, но и только.

В драматическом триллере сын пытается разузнать всю правду об отце, который, похоже, не ожидал такого удара (публикации в СМИ, судебные слушания). Зная, что отец, бывший работник шахты, является одним из столпов «Солидарности» и всеми уважаемым человеком, Павел сам немного обескуражен и не знает, за что ему взяться. Постепенно, минуя ссоры с уже бывшими друзьями и избегая камер журналистов, он начинает докапываться до истины, которая может быть не очень приятной.

Польская картина, к сожалению, сама себя убеждает в том, что вокруг сохранились ещё старые коммунисты, желающие зла движению «Солидарность». Впрочем, на это намекает сам Павел своему отцу и дяде, которые рассуждают о своих поступках и действиях в 80-х, как о чем-то таком, что случилось совсем недавно. «Крот» в итоге попадает в яму, выкопанную сценарием: зрителям тоже начинает казаться, что борьба с коммунистами продолжается даже тогда, когда ты в 2010 году продаёшь товары секонд-хенд на польских рынках.

Стоит отметить, что тема, освещенная в драме, возможно, нашла бы благодарную почву в Голливуде, но польским кинематографистам не хватает способов подчеркнуть драматизм ситуации хорошими диалогами и действиями. Единственную «экшен»-сцену мы наблюдаем под занавес фильма, понять которую зрителям за пределами Польши наверняка невозможно. Согласитесь, если в картине главный герой защищает честное имя отца, а затем узнает всю горькую правду о нем, как о предателе, зачем самому поступать аморально и совершать ужасный поступок, чтобы покрыть ужасные поступки, совершенные родным человеком?

В целом же «Крот» нагнетает мрачную безвыходную атмосферу, но на большее он и не способен, уступая прочим своим аналогам по всем статьям. Главные персонажи движутся по инерции, изредка проявляют волю, вовсе не пытаются поначалу предпринять все усилия по спасению репутации семьи. Напротив, они готовы выслушать порицание или закрыть глаза на теперь всем известный факт.

Тем не менее как образец польского триллера «Крот» держится середняком и вряд ли станет большим открытием не столько для жителей Восточной Европы, бывшей когда-то под железным занавесом, но и для всего мира вообще. В этом продукте начало и концовка не стыкуются, а середина повествования заставит скучать тех, кто любит крепкие триллеры с политической начинкой.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.