Рецензии пользователя Recensista

В одной из сцен именно такими словами оглашал дом Параджанова специально нанятый мальчик в тоге, когда к знаменитому режиссёру и сценаристу в гости в Тбилиси приехал Марчелло Мастроянни. «Параджанов» — это первый по сути байопик о великом художнике, чей универсальный разум и душу очень убедительно постарался передать на экране Серж Аведикян. Картина лишь отчасти приоткрывает завесу таинственной личности Сергея Параджанова, который сам про себя шутил, то он «армянин, рожденный в Грузии, сидел в русской тюрьме за украинский национализм».

Режиссёр и непревзойденный художник коллажей имел в виду свой первый настоящий мировой успех — «Тени забытых предков» (1964) по творению М.Коцюбинского. На экране причудливым образом иногда вовлекают в атмосферу съёмок и других картин постановщика — визуально совершенный «Цвет граната» (1968) про поэта Саят-Нова, «Легенда о Сурамской крепости» (1984) и последней законченной работы «Ашик-Кериб» (1988). Мы неслучайно указали даты выпуска картин творца. Именно так авторы фильма обозначили годы гонений и изгнания Параджанова. В 1973—1977 гг. он отсидел в тюрьме по срамной для советской власти статье, после долгие годы не допускался на киностудии. Но даже будучи не у дел, талантливый художник не переставал быть вечным экспериментатором и провокатором, а также по уместному замечанию кинокритика Андрея Плахова интернационалистом и человеком-оркестром.

«Параджанов» был совсем недавно выдвинут от Украины на соискание премии «Оскар» в номинации за «лучший иностранный фильм». Кинофильм — редкий случай копродукции четырех стран — Украины, Армении, Франции и Грузии, а постановщиками выступили Елена Фетисова и французский режиссёр армянского происхождения Серж Аведикян, исполнивший и заглавную роль. Внешне очень похожий на Сергея Иосифовича Аведикян известен короткометражными фильмами. Например, его «Лающий остров» о бродячих собаках в Константинополе получил «Золотую пальмовую ветвь» в своей номинации. Кроме того биографическая лента получила приз зрительских симпатий на Одесском МКФ.

Байопик тем не менее из ряда других не выбивается; не каждому под силу снять весомое кино о многогранном человеке, чьё творчество будут осмысливать ещё долгие годы. Тандем Фетисова-Аведикян не пошёл по пути стандартного построения сюжета. Местами он выглядит как калейдоскоп из символичных миниатюр, ярких и нарочито блеклых, состоящих не только из баек и реальных историй, но и фантазий, на которые художника фильма вдохновляли коллажи великого мастера. По части баек и цитат лента не столь щедра, и часто выглядит намеренно раздробленной на мелкие эпизоды, чтобы в финале сойтись в одно целое. Впрочем, здесь создатели немного дали маху: Параджанов никогда не гонялся за мировым признанием, поэтому спокойствие в финальной парижской сцене на лавочке немного портит общее впечатление от просмотра.

Мы не можем требовать от обычного байопика сверхъестественного; каждый имеет право на собственные взгляды на жизнь большого фантазёра и великого визионера кино. Но главную свою функцию фильм выполняет сполна: незнакомые с творчеством Параджанова зрители точно захотят пересмотреть его кинофильмы, а самые преданные посетить музей в Ереване, городе в котором он хотел умереть. Можно долго нарекать авторам на довольно субъективную манеру подачи материала, но то, что они постарались познакомить имя режиссёра с публикой, незнавшей его, уже достойно похвалы.

Между прочим слова, что выкрикивал мальчик при встрече с Мастроянни, абсолютная правда: Параджанов всегда знал себе настоящую цену.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.