Рецензии пользователя Recensista

  • Пятая власть
    The Fifth Estate (2013)

    Поспешный и поверхностный байопик о человеке, создавшем WikiLeaks

    24 октября, 2013, 17:48

Фильм о WikiLeaks начинается в 2010-м с изобличающей статьи о действиях американских военных в Афганистане. Затем события в картине переносятся в 2007 год, когда интернет-стартап Джулиана Ассанжа (Бенедикт Камбербэтч) и его сподвижника Даниэля Домшайт-Берга (Даниэль Брюль) разоблачил аферы «Julius Baer» и привёл к банкротству крупнейший исландский банк. По мере роста популярности сайта в команду вливаются хакер Маркус (Мориц Бляйбтрой) и исландская активистка Бригитта (Карис Ван Хаутен).

Реальный Джулиан Ассанж изначально был против экранизации одной из многих книг о WikiLeaks; в частности студия DreamWorks избрала книгу журналистов The Guardian, а к сценарию приложил руку сам Домшайт-Берг, с которым Ассанж давно уже не сотрудничает из-за разногласий в главной идее сайта. Проживающий в посольстве Эквадора в Лондоне журналист-хакер вполне разумно считает, что «Пятая власть» — это субъективный взгляд на историю публикации ведущими мировыми СМИ и WikiLeaks сотен тысяч секретных документов. По словам Ассанжа «существуют десятки нормальных книг про WikiLeaks, но студия выбрала для сценария две самые вредоносные. В качестве оправдания нам скажут, что все это лишь художественное произведение. Ничего подобного! Это искажение правды о ныне живущих людях, которые ведут неравный бой с превосходящим их противником».

Как ни странно реальный прототип заглавного героя фильма оказался во многом прав: байопик спешит заявить, что речь в фильме пойдёт о двух людях, одинаково причастных к успеху сайта Ассанжа. Неслучайно где-то посередине звучит фраза от журналистов The Guardian (Дэвид Тьюлис, Питер Капальди), сравнивающих героев с разоблачителями «Уотергейта»: «Погляди, они же вылитые Бернстин и Вудворд». К сожалению, экранный (но не реальный!) тандем Ассанж-Берг в подметки не годится ни Берстину, ни радиожурналисту Эдварду Марроу, раскрывшему суть маккартизма в «Спокойной ночи и удачи» Дж. Клуни. Студийный режиссёр лишь вскользь упоминает о достоверном ущербе, который нанесёт Госдепу США публикация 250 тысяч дипломатических телеграмм. Реальные масштабы эффекта сайта Ассанжа на экране дипломатично замалчиваются, тем самым игровой фильм теряет резонансный потенциал.

Таким образом, байопик спешно снятый по горячим следам и по любимому американцами принципу based on a true story, выглядит часто поверхностным и предвзятым, но одновременно динамичным и интригующим. Здесь зритель наблюдает за убедительным двояким перевоплощением талантливого Камбербэтча в Ассанжа: на экране он поглощает своей игрой не только невзрачно Брюля в роли IT-добровольца Берга, но и саму концепцию сайта WikiLeaks. Известно, что австралиец и британец переписывались по e-mail и в конце концов Джулиан просил Бенедикта покинуть проект. Понять журналиста в заточении можно: экранный Ассанж — это двуликое создание, с одной стороны — он «добрая машина правды», с другой — параноик с манией величия. Создатели не говорят о конкретном характере и личности, а показывают его как с хорошей, так и с неприглядной стороны.

Авторы фильма в лице немца Берга ставят главный вопрос: «правильно ли обнародовать тысячи фактов и данных секретных операций, переписку и превышение полномочий, когда такой шаг может привести к смерти многих невинных людей?» Билл Кондон тут же находит свой ответ в лице очеловеченных, уверенных в себе чиновников Госдепартамента (Лора Линни, Стэнли Туччи, Энтони Маки).

В байопике про грандиозный информационный скандал мы не увидим громких отставок, чистосердечных признаний или откровений. Даже персонаж Стэнли Туччи успокаивает свою коллегу словами: «президенту Туркменистана абсолютно всё равно, что ты нам написала о нём в докладе». И судя по фильму руководство Штатов не шибко печалится массовой утечкой данных, хотя на самом деле благодаря выложенной рядовым Мэннингом информации причастные к разглашению люди очень и очень расстроены.

«Пятая власть» постепенно перетекает в драму о неразрешимых разногласиях между Ассанжем и Бергом и только актёрская игра Камбербэтча с парой его монологов не даёт забыть о том, что мир меняется и всегда найдутся «сотни волонтёров», способных силой ума и правды противостоять власть предержащим.

Пресс-показ «Пятой власти» в столичном «Kronwerk Cinema» прошёл в предваряющем просмотр обсуждении журналистами вопросов жуналистской этики. Довольно интересно высказался о роли Ассанжа в информационной утечке присутствовавший на премьере его друг Израэль Шамир. Человека, ответственного за деятельность WikiLeaks в нашем регионе, модераторы дискуссии всё время пытались заморочить вопросом о том, ради чего Ассанж действовал: ради славы или ради денег. Впрочем, Шамир вежливо и логично подчеркнул, что «на самом деле Джулиану не нужны ни слава, ни деньги», особенно тогда когда на кону стоят жизни людей.

Создатель WikiLeaks всего лишь хотел всеобщей огласки и порицания незаконных действий властей во многих сферах деятельности. Сегодня ясно одно — история журналиста-разоблачителя ещё далека до завершения, а фильм от DreamWorks — любопытный, но заангажированный взгляд на эту тему.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.