Рецензии пользователя Recensista

  • Венера в мехах
    La Vénus à la fourrure (2013)

    Очередной остроумный киноэксперимент Полански

    7 мая, 2014, 11:41

Драматург Тома Новачек (Матье Амальрик) никак не может подобрать актрису для своего режиссерского дебюта в театре. Уже близится полночь, как вдруг появляется взбалмошная дамочка по имени Ванда (Эмманюэль Сенье), утверждающая, что способна прекрасно преобразиться в свою тезку из пьесы. «Прослушивание» принимает неожиданный поворот: женщина демонстрирует неординарные навыки в понимании психологии героини, а режиссер постепенно становится одержимым.

Роман Полански — признанный мэтр кино, обладатель всевозможных премий ведущих киносмотров мира — и в этот раз демонстрирует извечную тягу к экспериментам в любимой им профессиональной сфере. Имея за плечами десятки разноплановых картин, талантливый поляк в предыдущем проекте — «Резне» — опробовал жанр камерного триллера. В «Венере в мехах» мастер идет дальше: вместо четырех единственных персонажей здесь в наличии всего двое — режиссер и актриса в декорациях сцены небольшого парижского театра. Впрочем сам уже давно осевший во Франции Роман Полански настолько мастерски подает материал, что так и хочется ввести его ленту в программу обучения режиссерскому искусству. У него стоит поучиться тому, как можно театральную постановку ловко перевести в остроумный киноформат.

В результате всего двое актеров в течение полутора часов держат в напряжении зрителя лишь потому, что сразу становится отчетливо понятно, что проба превращается в исследование природы взаимоотношений мужчины и женщины с разными эксцентричными сексуальными потребностями. Взбалмошная и с виду разнузданная актриса Ванда в исполнении жены режиссера Эмманюэль Сенье разыгрывает перед автором сценической адаптации повести «Венера в мехах» Захер-Мазоха спектакль по метаморфозам в главную героиню, буквально доминирующую над неким Северином фон Кузимским. В свою очередь Полански переложил на киноязык бродвейский хит Дэвида Айвза. Разумеется, у постановщика персонажи не могут попросту разыгрывать пьесу исключительно согласно написанному тексту. В «Венере в мехах» персонажи ведут диалог обо всем и понемногу, постепенно скатываясь в трагикомичный фарс и пошлые псевдоэротичные моменты.

Поначалу уставший от проб Тома тактично ненавидит загадочную женщину, напористость и толк в жизни которой сбивают с ног. Но загадочная Ванда показывает, что принесла все нужные вещи и аксессуары и вдобавок демонстрирует феноменальное знание реплик пьесы и психологию ее героев. Вовлеченный в интригующую репетицию персонаж Амальрика постепенно превращается в такого же покорного мазохистского раба, как и Куземский из повести Захер-Мазоха. Вообще творчеству Полански свойственна тонкая самоирония; ее можно высмотреть даже в том, что Амальрик подозрительно по типажу напоминает постаревшего режиссера в молодости. То, что обманчиво обещало стать скучающей кинопроекцией театральной пьесы на экране, у хитрого интелллектуала оказывается ироничным раскрытием скрытого замысла драматурга-извращенца, прикрывающегося якобы адаптацией на сцене знаменитого произведения писателя, родившегося неподалеку от Львова.

Хотя «Венеру в мехах» трудно назвать большим событием в кино, очевидно, что Полански не мог пройти мимо такой возможности и бесхитростный сюжет здесь скорее служит лишь необходимым «топливом» для развиваемой им тут небывалой формы. И что примечательно, автор подобрал идеальный кастинг в лице дуета Амальрик-Сенье, в особенности последняя, одна мимика которой способна мелодраму в доли секунды перевести в триллер или трагикомедию.

Поистине — удивительная творческая взаимосвязь супружеской пары.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.