Рецензии пользователя Recensista

  • Враг
    Enemy (2013)

    Запутанный психологический триллер-головоломка, оставляющий в замешательстве

    15 мая, 2014, 17:27

Школьный учитель истории Адам Белл проживает размеренную и спокойную жизнь. Но однажды от него уходит жена, чем повергает молодого человека в шок и депрессию. Адам постепенно закрывается в себе и каждый день становится угрожающе похожим на другой. Однажды он смотрит взятый в прокате фильм, в котором в одной из эпизодических ролей играет актёр Энтони, точь-в-точь похожий на него. Теперь Адам решает во что бы то ни стало найти двойника.

Франкоканадец Дени Вильнев запомнился прежде всего такими картинами как «Пожары» и прошлогодним крепким триллером «Пленницы». В мистическом и загадочном «Враге» он вновь снимает в главной роли Джейка Джилленхола, причем последний играет сразу двоих полярных персонажей-двойников: учителя истории Адама и актера Энтони. Трудно сказать, что двигало таким режиссером как Вильнёв заняться экранизацией достаточно сложно и неоднозначного романа португальца Жозе Сарамаго «Двойник». Возможно, он получил весомый карт-бланш и пытается утвердиться сразу в нескольких жанрах либо заявить о себе как о крепком постановщике.

Так или иначе, но крепкие и прямолинейные «Пленницы» выглядят на порядок выше и понятнее сумбурного «Врага». Если в первой ленте зритель изначально знал исходные координаты, которыми руководствовали оба главных персонажа — отец похищенной девочки и детектив, то в данном случае даже неискушенные зрители будут пребывать в замешательстве. Поиски своего двойника оборачиваются для школьного учителя настоящим наваждением и мукой; при этом режиссер только сгущает краски и нагнетает параноидальную атмосферу, оставляя многое недосказанным.

Стоит сразу сделать оговорку, что фактически весь фильм изображает действия одного из двух двойников; жизнь первоначального героя — брошенного женой учителя — как будто превалирует и является основной. Поэтому посмею сделать догадку, что и двойника-то не было: человек настолько погряз в саморазрушении своего сознания, что ничего кроме мрака и тьмы там не нашел. Неслучайно сквозь весь триллер показываются паучьи символы, а мистический финал вообще выбивает из колеи не то, что главного героя (кто из них главный?), но и зрителя.

Тем не менее «Враг» достаточно атмосферный, стильный триллер, в котором создатели изрядно сгущают тона и краски, превращая Торонто в полуфантастический и мрачный меланхоличный город с необычными архитектурными формами. И тут операторская камера работает на всю — при бедном на события сюжете зритель потихоньку проникается легкой паранойей персонажа Джилленхола, продолжая до самого финала высматривать в картине символы и знаки. Автор этих строк в основном привык к критике четкого и последовательного кино, но уж поверьте, одно дело когда мы говорим о «Донни Дарко» с тем же Джилленхолом, другое дело о «Враге». И сравнение не в пользу последнего.

Признаемся, Джейк Джилленхол — это лучшее, что можно обнаружить во «Враге» Вильнева и тем более приятно признать его профессиональный рост как актёра, всерьез взявшегося за свою драматические роли. Он играет с самим собой на экране, мгновенно преображаясь в совершенно другого человека. Не зря ведь шутят, что Джилленхол увидел себя в кинотеатре во «Враге» и не на шутку испугался.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.