Рецензии пользователя Recensista
-
Конформист
Il conformista (1970)Бескомпромиссная и потрясающая по воздействию картина о ничтожной сути человека-конформиста
26 августа, 2014, 11:52
Бернардо Бертолуччи в соавторстве с гениальным оператором Витторио Стораро в свои 30 лет выпустил неординарную и невероятную по силе кинокартину, заставившую говорить о себе многие годы спустя после ее выхода в 1972 году. «Конформист» незаслуженно отошел на второй план с последующими лентами Бертолуччи, которые были поскандальнее («Последнее танго в Париже») либо осыпаны ворохом наград («Последний император»). Но именно сегодня, в особенности в условиях, с которыми соприкоснулись представители соседнего с Украиной государства, «Конформист» становится как никогда актуален.
Рим, 1938 год. Марчелло Клеричи (
Бертолуччи безжалостно вскрывает внутренний и ущербный мир образованного, но страдающего от «нормальности» Марчелло. Внешне симпатичный
«Конформист» Бертолуччи чрезвычайно насыщен метафорами и неимоверной игрой света, в особенности кьяроскуро в исполнении Стораро; при просмотре ловишь себя на мысли, что Бертолуччи и его оператор визуальными средствами передали значительно больше, нежели словами. Частые темные фоны делят экран с яркой игрой света и тени, особенно примечательной в этом плане кажется диалог Марчелло с профессором о мифе про пещеру. Не менее любопытна здесь и обманчивая сцена, когда Марчелло со своей невестой Джулией разговаривает в купе поезда, а за окном разливается свинцовыми красками итальянский закат.
Человеческая драма «Конформист» ни на секунду не останавливается в живописании и отображении на экране не столько даже метафор, сколько скрытых смыслов, подчас ироничных или издевательских, так или иначе планомерно приоткрывающих суть поступков мимикрирующего Марчелло. Через краткие, но оттого не менее значительные эпизоды с убийством любовника
Впрочем, режиссёр не останавливается на некоторых точках соприкосновения героя с прошлым. В определенный момент он влюбляется в красивую Анну Куадри (Доминик Санда) и в глубинах своего сознания даже допускает бросить службу тоталитарной машине и уехать с ней в Бразилию. Но финальные кадры с царапающей ногтями стекло машины женщиной, в которой сидит непроницательный Марчелло, цинично возвращают замечтавшегося зрителя к реальности. Даже тут главный герой лишний раз показывает свою страсть к непричастности, стараясь не замарать руки в любом порочащем его деле.
Пожалуй, каждый внимательный зритель выделит