Рецензии пользователя Recensista

  • Французский транзит
    La French (2014)

    Сносная, но не глубокомысленная полицейская драма о марсельском бандитизме

    8 июня, 2015, 10:12

Марсель, 1975 год. Марсель — один из центров мировой наркоторговли: опий доставляют из Турции в порт, где химики синтезируют героин, а далее переправляют в Штаты. Главу такой группировки Гаэтана Зампу (Жиль Леллуш) практически нереально посадить за решетку, пока судьёй по особо тяжким преступлениям не становится судья по несовершеннолетним Пьер Мишель (Жан Дюжарден).

Режиссер Седрик Хименес позарился на одну из самых кинематографических страниц современной французской истории: французский транзит долгие годы не давал спокойствия органам правосудия в Марселе, оставаясь фактически неприкасаемым трансконтинентальным бизнесом. Хименес на примере активных действий одного судьи наглядно показывает, что изменения начинаются с одного мотивированного человека. Казалось, напрочь коррумпированная полиция и органы власти должны были гарантировать наркотраффику, возглавляемому эгоцентричным Зампой, десятилетия процветания, но в сюжете появляется человек-идеалист, которому не всё равно.

Жан Дюжарден, давным-давно всем доказавший, что может сыграть кого угодно, удостоившись «Оскара» за «Артиста», во «Французском транзите» чувствует себя прекрасно и едва ли не единственный кто держит драматическую картину на плаву. Хименес не стал следовать по стопам Уильяма Фридкина, снявшего «Французского связного», описывающего ту самую борьбу с наркотраффиком и заполучившего все главные «Оскары» в 1972-м. Он, напротив, довольно неожиданно практически все эпизоды снял при свете дня, разбавив лучшими французскими хитами того времени: в кадре немало живописного побережья Ривьеры, машин, мотоциклов, стильных костюмов и прочих аксессуаров. По части воссоздания эпохи и атрибутики «Французский транзит» может посоревноваться едва ли не каждым снятым фильмом о конце 1970-х, но не более.

Тем не менее творению Хименеса отчетливо не хватает глубины, драматичности, фильм оставляет предательское чувство незавершенности и недосказанности. Мощный профиль Дюжардена не способен вытянуть довольно не простую для местного кино тему: авторы по сути даже не выделяют его как главного героя. И что более важно, так это то, что они не проводят четкой моральной грани между судьей по особо тяжким и главой наркосиндиката: обоих показывают любящими мужами и отцами двух-трех детей так, словно перед нами весомая семейная, а не криминальная драма. Разумеется, французы в свойственной им манере снимают ленту о героях, положительных и отрицательных, во всей красе: во время работы, отдыха в кругу друзей, в общении с детьми, в лучшие их моменты жизни (вроде открытия ночного клуба для любимой женщины или поимки целой ячейки преступников). Даже финальные эпизоды оставляют зрителя в замешательстве, лишая его возможности сочувствовать, наблюдая за иллюзорной идиллией персонажа Леллуша.

«Французский транзит», несмотря на немалый хронометраж (135 минут), в целом смотрится легко, но ему ощутимо не хватает остроты и яркости, при том что солнце заливает кадр едва ли не в каждом втором эпизоде. Лента вскрывает неприятные для общества темы коррупции, криминала, безответственности, но даже расследование грандиозного преступления здесь показано вскользь и без изюминки.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.