Рецензии пользователя Recensista

Постаревшие режиссер Мик Бойл (Харви Кейтель) и дирижер Фред Баллинджер (Майкл Кейн) отдыхают в роскошном приальпийском отеле в Швейцарии, наслаждаясь долгожданной пенсией. Ежедневно они проходят через опостылевшие процедуры, пересекаясь со случайными постояльцами, коллегами и родственниками. Друзья философствуют об ушедшем времени, незаметно молодея вокруг тех, кто уже безнадежно душевно стар.

Паоло Соррентино англоязычной «Юностью» («Youth») как бы закрывает дилогию, начатую «Великой красотой» («La grande bellezza»), с успехом прошедшую два года назад на мировых киносмотрах и в широком прокате. Если «Великая красота» была своеобразным оммажем Соррентино творчеству Федерико Феллини, то «Юность» воздаёт честь всем ушедшим в историю великим итальянским режиссёрам, в своё время внесших неоценимый вклад в мировое кино. Неслучайно сам фильм посвящен одному из таких старожилов — Франческо Рози, дожившему до 90 лет и ушедшему в мир иной в этом году.

Формально «Юность» обрамлена незамысловатым сюжетом, суть которого сводится к тому, что старик Мик пишет последний сценарий-«завещание» к фильму, который может и не состояться из-за старой актрисы (Джейн Фонда). Он болен, но все еще сохраняет ловкий ум, отчего режиссёр иногда вкладывает в его уста реплики вроде аналогии с подзорной трубой и прошлым и будущим.

В то же время его давний друг Фред отказывает представителю английской королевы в концерте в Лондоне, где он обязательно должен исполнить свои «простые мелодии». Фред недоволен тем, что его запомнили только благодаря давно сочиненной «Простой песне „№ 3“» (в реальности — композиция Дэвида Ланга), хотя музыке он посвятил всю свою жизнь. Рядом с ним теперь находится его растерянная дочь (Рейчел Вайс), брошенная мужем и укоряющая отца в его безучастии на протяжении всей жизни. Вокруг этих двух постаревших людей остальные, будь то застрявший в одном амплуа актёр (Пол Дано), либо ожиревший псевдо-Марадона, либо дряхленькие и угрюмые богачи на процедурах, выглядят безнадежно уставшими и неспособными вернуть прежнюю юность.

Автору Паоло Соррентино многие этим фильмом-наблюдением вменяют банальность, вторичность и даже пошлость, забывая о каком мире идет речь. Только такими художественными способами, выделяя высокое и низкое, пошлое и красивое, банальное и оригинальное, можно подчеркнуть необходимость ценить в этой жизни время и молодость души, дарованные тебе на срок, который только ты сможешь определить. Именно поэтому герой Майкла Кейна, невзначай бросив «у интеллектуалов нет вкуса», продолжает оставаться дирижером и сочинять свою музыку, будь то конфетная обертка в руке, или симфония из мычащих коров и колокольчиков, колыхающихся у них на шеях.

Соррентино, постановщик не одной картины, позволяет себе эксперимент, не задыхаясь в обилии хороших киноактёров и не теряясь в англоязычной среде. Он вовсе не Феллини, и не Висконти и не какой другой великий итальянский режиссёр неорелизма. Но за что ему нужно воздать должное — это за творческую дань великим и неповторимым кинематографистам, в своё время не бывших связанными прокатными, зрительскими или продюсерскими узами.

К слову, «Юность» интересна и любопытна не только визуально и текстуально, но и музыкально: в ленте довольно органично уживаются классические мотивы Дебюсси и Стравинского, гитара Марка Козелека, нью-йоркцы «Ratatat», попсовая Paloma Faith и даже David Guetta. Но более всего запоминается открывающая фильм «You’ve Got the Love», переосмысленная группой «Retrosettes Sister Band», как нельзя кстати характеризирующая название драмы.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.