Рецензии пользователя Recensista

Война окончена. Нелли (Нина Хосс), еврейка с обезображенным от пыток в лагере «Освенцим» лицом, обретает шанс на новую жизнь. Ей согласились сделать сложную пластическую операцию, а подруга и сотрудник «Еврейского агентства» Лене (Нина Кунцендорф) всячески её опекает, рассказывая об Израиле. Но Нелли буквально бредит своим мужем Йоханнесом (Рональд Церфельд), которого совсем недавно она называла Джонни.

Кристиан Петцольд негласно считается лидером новой «берлинской школы» и на протяжении многих лет бессменно работает со сценаристом Харуном Фароки, который в этом году отошел в мир иной. Помимо того, Петцольд уже в который раз работает и со своей музой Ниной Хосс. Совсем недавно выходила их «Барбара» — драма о женщине-докторе, пытавшейся вырваться из пут ГДР на Запад в 80-х. В «Фениксе» Петцольд неожиданно копает в 1945 — год победы союзников и год поражения Германии. Здесь нам открывается упадническая и разбитая Германия (осень 1945), поданная глазами чудом пережившей Холокост и Освенцим еврейки, преданной своим мужем и одновременно партнером по сцене.

Автор картины довольно неожиданно снимает в жанре поствоенного нуара. К слову, военная и поствоенная Германия, в особенности тема Холокоста, неоднократно была подана в мировом кино в разных жанрах. Жанрово «Феникс» очень близок к «Третьему человеку» Кэрола Рида (1949) и «Хорошему немцу» Стивена Содерберга (2006), но не более. На деле же картина Петцольда по ходу развития сюжета очень рискует, сменяя трагичный фон на более мелодраматичный, приобретая необычные для такой темы очертания камерного нуара, в котором играет фактически лишь два человека в отлично переданных декорациях и атмосфере того времени.

Любопытным образом актриса Нина Хосс, так же как и в «Барбаре», полностью вытягивает на себе «Феникс», придавая ему черты стилизованного под старый Голливуд мелодраматического триллера. Петцольд, вооруженный такой феноменальной актрисой (которая точно стала бы звездой золотого века кино, родись она на десятилетия раньше), может себе позволить преподнести неудобную тему Холокоста и немецкого общества после поражения в необычном ракурсе. Мы будем винить героиню Хосс в её опрометчивости, иногда соглашаться с ней, пытающейся вернуть время вспять, и одновременно вынашивающей коварный план, призванный образумить предавших тебя людей. Картина, безусловно, сохранит ваше внимание до самых титров, красноречиво закончившись демонстрацией искусства в исполнении главной героини, и ради этого эпизода стоит выдержать иногда сбивающийся ритм режиссуры и монотонность повествования.

«Феникс» то и дело кажется замечательной выдумкой, некоей фантазией опечаленной женщины, которая вынуждена и обязана начать жизнь с чистого листа; исподволь можно поймать себя на мысли, что все эти события происходят с Нелли во сне, которому не сбыться. Однако авторы припасают один сюжетный грустный поворот, отрезвляющий не только Нелли, но и зрителей, и напоминающий о жестокости реального мира.

Несмотря на нарочито кинематографический стиль постановки и фактическую театральность многих эпизодов, художественно «Феникс» заслуживает зрительского внимания, вскрывая одну из тех неизгладимых травм, которые история нанесла многим тысячам человеческих жизней.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.