Рецензии пользователя Recensista

  • Виктория
    Victoria (2015)

    Любопытная драма без единой монтажной склейки

    11 декабря, 2015, 18:09

Виктория (Лайа Коста) – испанка, живущая и работающая в берлинском кафе. Однажды выходя из ночного клуба, девушка знакомится с четырьмя парнями, обещающими ей показать «настоящий» Берлин. Совершенно не зная немецкого языка, она соглашается на ночную прогулку с ними, не подозревая, чем это для нее обернется. Придёт утро – и судьба все расставит по своим местам.

С виду незатейливый синопсис и неизвестные актёры не представляют собой ничего особенного: но под фасадом прячется удивительный киноэксперимент, который решил воплотить в жизнь немецкий режиссёр Себастьян Шиппер. Впрочем, замысел не удался бы без оператора-норвежца Стурлы Брандт Гревлена, имя которого идёт в финальных титрах первым. К слову, оператор заполучил на последнем Берлинале «Медведя» за выдающиеся художественные достижения. Причина проста: весь фильм снят одним кадром без единой монтажной склейки в режиме реального времени. На реализацию идеи ушли долгие недели репетиций и тренировок, но цель была достигнута: при 12-страничном изначальном сценарии на протяжении более двух часов актёры фактически импровизируют, заставляя зрителя участвовать в их рискованной прогулке по городу, точнее по берлинскому району Фридрихштадт.

«Виктории», без сомнения, можно вменить спонтанный сюжет, скомканность персонажей и неровность повествования, но, похоже, что Шиппер и Гревлен не особенно переживали по этому поводу. Оставив актёрам широкое поле для импровизаций (в плане диалогов и эмоций), создатели сосредоточились на съёмках фильма одним кадром (снимая все на Canon C-300), в конце концов, добившись эффекта реального присутствия и соучастия зрителя. Как ни странно, честная импровизация актёров, особенно Лайи Косты и Фредерика Лау, играет только на руку стремительно развивающейся ленте. «Виктория» из легкомысленного фильма превращается в самую настоящую хронику того самого Берлина, который так хочет показать девушке парень по имени Зонне. Так, за одну ночь испанка Виктория узнает о том, как можно праздновать чужой день рождения на крыше дома, «одалживать» пиво в ночных магазинах, грабить на рассвете банк и т. д.

Главная героиня «Виктории» оказывается вовсе не такой простой девушкой, какой кажется поначалу: заведя знакомство с четырьмя парнями, она постепенно становится скрытым мотиватором их дальнейших действий. То, что вначале было обычным ребячеством, в один роковой момент перерастает в серьезную опасность с самыми плачевными последствиями. Если первая условная часть напоминает молодежную мелодраму, то вторая оказывается более динамичной и резко повзрослевшей. Здесь непрерывная манера съёмки срабатывает на все 100% и форма совпадает с содержанием: события, происходящие в реальном времени, оказываются необратимыми, а камера неотступно следует за редеющими рядами главных персонажей.

Фильм быстро сменяет тональность на более драматическую, практически оставляя героев без надежды: ночные мечтания и мысли вслух буквально на глазах превращаются в тлен. Таким образом рыхлая и неоднородная «Виктория» оставляет приятное впечатление от проделанного эксперимента: Шиппер стирает грань между реальностью жизненной и реальностью кинематографической.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.