Рецензии пользователя Recensista

Крупный план, минимум слов и музыки, насыщенность кадра  - фирменный почерк режиссёра Джейлана присуствует в его новой ленте «Времена года». Недавно фильм показывался в столичном кинотеатре «Кинопанорама». А два года назад этот фильм получил приз прессы – ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. Драма турецкого режиссёра Нури Бильге Джейлана снискала в некоторой симпатию среди поклонников арт-хауса.

«Времена года» - вторая картина Джейлана после «Отчуждения». В главной роли сам режиссёр, а подругу его экранного героя сыграла его жена. Прямое участие в съёмках автор мотивирует автобиографичностью фильма. Джейлан, профессиональный фотограф в прошлом, и свои ленты он снимает по-особому – каждый кадр несёт в себе свой смысл, метафору. 

Фильм начинается с кадров яркого солнца турецкого курорта и крупного плана девушки по имени Бахар, встречающейся с университетским преподователем Исой. Иса, 50-летний интеллигент, разрушает идиллию солнечного отдыха, заявляя Бахар о разрыве отношений. Эпизод с ездой на мотоцикле с закрытыми глазами знаменует начало краха главного героя, его моральный распад на мелкие частицы – и в каждой из них сквозит пренебрежение и отрешённость от мирских сует. Иса вяло пишет диссертацию, напрашивается в гости к бывшей любовнице, обещает с три короба друзьям, врёт без конца. Одним словом, искренностью не блещет.
 
Он пытается уйти от одиночества, охватившего его в одночасье с прощанием с любимой. Даже в поездке к древним руинам показывается оборотная сторона его характера – после обещанного таксисту, он сжигает бумагу с его адресом.
 
В фильме всего три времени года – лето, осень, зима… Лето здесь предстаёт беззаботной порой года, которая сменяется осенью, вносящей меланхолию в душу Исы. Постоянная смена настроений приводит к полному безразличию ко всему происходящему. С приходом зимы начинаются попытки изменить тусклую реальность поездкой на восток страны, в другую Турцию, где царят холод и снег. Эпизод, в котором главный герой без страха и совести уверяет Бахар в своей верности к ней, во лжи означает бесповоротность и необратимость жизни – весна в отношениях между ними так и не наступит. Как и не наступит весна в самом фильме.
 
Режиссёр блестяще упражняется с камерой – каждый эпизод, каждое слово что-то да значат. Джейлан не чурается и игры слов: ведь Бахар, возлюбленная Исы, в переводе с турецкого означает не что иное как «весна».
   
Это фильм о грустной любви, любви которая угасает и воскресить которую не под силу никому. Даже временам года.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.