Рецензии пользователя simulacrum

У кого в детстве не было наивной мечты о том, чтобы жить-поживать, никаких дел не делать, чтобы учиться никто не заставлял, а подметали в комнате слуги, еще и кормили жвачками и шоколадом… Последний из императоров Китая, взошедший на престол в возрасте трех лет, по сути, пользовался большинством из этих привилегий. Более того, его еще и таскали на руках целыми днями, поклонялись как божеству (а в той культуре император действительно считался представителем Бога на Земле). У малыша Пу И было несколько сотен покорных слуг, денно и нощно оберегающих повелителя и не отходивших ни на шаг. Все это стоило ему лишь одной мелочи — свободы. Пу И оказался заперт в «Запретном городе» на всю жизнь. Интересно, что, будучи при этом императором, никакой реальной власти за пределами своей «кельи» он не имел, и политикой заниматься у него также не было никакой возможности.

Большая часть жизни Пу И прошла в заточении. Несколько раз он предпринимал попытки бегства, но тщетно: каждый раз план его срывался, и в итоге ему ничего не оставалось, как смириться. Когда мальчик взрослеет и ему кажется, что шансов обрести другую, свободную жизнь у него уже нет, случается гражданская война, революция, к власти приходят совершенно другие люди, а Его Величество… оказывается за решеткой. Наша жизнь — хитросплетение парадоксов, и, оказавшись под арестом, Пу И наконец чувствует вкус свободы, ценность бытия. Теперь вместо евнухов и женщин, изо всех сил стремящихся умыкнуть немного из королевской казны, его окружает обыкновенное тюремное сообщество, допросы, камера. Здесь есть те, кому он может рассказать подлинную историю своей судьбы. Он рассказывает о том, как его отлучили от матери еще в младенчестве, о том, как ему жилось годами в плену японского правительства, о его единственном друге — шотландском учителе Джонстоне, значительно повлиявшем на образ мыслей парня.

Бернардо Бертолуччи в своей картине «Последний император» смог великолепно передать атмосферу китайской и японской культур, а это можно назвать настоящим достижением, ведь изящество и тонкость Востока-то, что уже давно стало притчей во языцех. Все декорации, начиная с архитектуры «Закрытого города», которые мы видим всю первую половину кинофильма, и заканчивая одеяниями прислуги императора, сделаны правдоподобными и играют важную роль в восприятии изображения зрителем. Следует отдать должное и костюмам самого монарха: с раннего детства мы видим его облаченным в дорогие атласные наряды, инкрустированные золотыми драконами. Дух китайской культуры чувствуется в манере героев говорить и даже в бессловесных потрясающих сценах с пейзажами.

Лента «Последний император» выбивается из числа прочих биографических фильмов. Зритель наблюдает весь жизненный путь императора Пу И, с самого раннего детства и восхождения на Трон Дракона, и до самых последних дней его жизни, когда он обрел заветную свободу после срока в заключении.

Можно сказать, что «Последний император» — абсолютно уникальная, идеальная драма с биографической основой. Минусов здесь выделить невозможно, даже если очень постараться. Игра актеров Джона Лоуна (в роли самого Пу И) и Питера О’Тула (Реджинальд Джонстон) потрясает, костюмы и декорации буквально сводят с ума, а говорит с нами весь мир, изображенный Бертолуччи на экране, — волшебными голосами композитора Рюити Сакамото. Великолепная картина получила в свое время девять «Оскаров», и по-моему — вполне заслуженно!

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.