Рецензии пользователя Zedi Smith

Полноватая дамочка зрелых лет тоскливо наблюдает опустевший полустанок через окно старого угловатого автомобиля в духе конца американских восьмидесятых. Семейная пара в солидном возрасте приходит в дом престарелых, чтобы проведать свою родственницу, у которой, кажется, не совсем стабильна психика: мужчина оказывается благосклонно принят, а вот дама становится мишенью для броска тарелкой с больничной похлебкой. Героиня, Эвелин Коуч (Кэти Бейтс), откусывая очередную шоколадку (очевидно, с целью забыться и как-то смягчить тоску) и прогуливаясь в вестибюле, натыкается на совершенно высохшую, но при этом очень бодрую и веселую старушенцию Нинни (Джессика Тэнди). Они знакомятся, и толстушка слышит занимательнейшую историю из обычной алабамской жизни: историю о верности, дружбе, жестокости и, конечно, помидорах.

Сложно придумать завязку сюжета более примитивную и прямую, чем встреча двух людей в настоящем и история о прошлом из уст одного из них. При этом, естественно, кадры из прошлого иллюстрируются, так что зритель видит одновременно два среза времени. В то же время, несмотря на то что «Жареные зеленые помидоры» начинаются именно так, тривиальные сюжетные ходы оказываются с лихвой оправданными тем, что по сути своей сюжетные линии прошлого и настоящего равнозначны, и, таким образом, зритель одновременно видит как бы два фильма в одном. Действия их связаны между собой, но разделены временной пропастью в шестьдесят лет.

Действие картины «Жареные зеленые помидоры» резко переключается с жарких зеленых пейзажей южных штатов, с их полустанками, маленькими городками и пикапами в ночи, к современности и переживаниям эмансипированных женщин среднего возраста. В то же время лишь этим содержание кино не ограничивается. Фильм на самом деле об отношениях между двумя женщинами, отношениях, столь нехарактерных для патриархального уклада общества того времени. Основой для них послужила любовь обеих героинь к одному мужчине.

Нельзя сказать, что кинофильм режиссера Джона Эвнета обладает каким-то особенным психологическим эффектом. Он получился достаточно мэйнстримовым для своей тематики, особенно учитывая то, что на дворе стоял 1991 год. Настроение, которое несут в себе «Жареные зеленые помидоры» — это грусть, меланхолия, спокойствие, что даже некоторым образом идет вразрез с внутренней напряженностью сюжета. В оригинальном романе Фанни Флэгг отношения между женщинами были откровенно лесбийскими, в фильме же этот аспект сильно завуалирован, и они производят впечатление просто очень близких, хороших подруг. В принципе, эротики как таковой там нет, и все ее напряжение сводится разве что к поцелую (да и то, в щечку) при купании ночью и «обляпывании» друг друга на кухне едой.

В общем, кинофильм Джона Эвнета получился типично женским. Странно, но своего мужского видения он будто бы в картину не вложил, а может и нарочно не сделал этого. Нельзя считать этот факт недочетом, ведь в итоге получился по-настоящему классный продукт. «Женскость» обусловлена не только тем, что все герои здесь принадлежат к прекрасной половине человечества, но и тем, что роман в основе сценария был написан дамской рукой. Мужские персонажи здесь все как один гротескны. Это или пузатые мерзкие мужланы из тех, что выдавливают на себя горчицу, сидя за теликом с хот-догом, или подонки, или женоподобные скользкие ублюдки. Фильм смотреть легко, и хоть особенного напряжения ни интеллектуального, ни драматического характера здесь нет, что-то в нем, однозначно, «цепляет».

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.