Рецензии пользователя Gijom

Давать рецензию на так называемое «независимое кино» очень сложно. Учитывая, что любой обычный фильм, даже самый однозначный, всегда воспринимается по-разному каждым отдельным, конкретным зрителем, в зависимости от его (зрителя) личных граней. А тут сам фильм «Неуместный человек» настолько многогранен и необычен, что давать какую-то однозначную оценку невозможно. Но все-таки. Главный герой — Андреас Рамсфьелль, попытавшийся покончить жизнь самоубийством, неожиданно попадает в странное место. Город, в который его привозит услужливый водитель, является если не Раем, то воплощением человеческой мечты. Здесь каждый имеет спокойную и высокооплачиваемую работу. Все коллеги на работе дружелюбны и чрезвычайно заботливы, и даже начальство не давит своим авторитетом. Можно спокойно встретиться с девушкой, и через час ты уже у нее в постели, а не нравится — заведи любовницу, обе женщины будут одинаково продолжать тебя любить, несмотря на соперницу. Все течет равномерно, идеально и ровно. Герой словно гуляет по роману «Замок» Франца Кафки — та же полная сюрреалистичная картина, в которой он ничего не может понять.

Но Андреасу такая жизнь быстро надоедает, для привычной картины мира данная реальность полностью иррациональна. Свобода и гармония здесь присутствуют одновременно с душевной нищетой, а идеальные люди и идеальные отношения кажутся кукольными. Начинаешь чувствовать себя в изоляции, в мире, полном идеального абсурда. И тут возникает вопрос: счастье ли это? Ответив на него, Андреас начинает искать выход в другой мир, в иную реальность. В общей коммуне стремившийся к счастью Андреас начинает чувствовать себя бунтарем, которому остро необходимо «взорвать» этот устоявшийся мирок. Но подобные «вирусы» чужды общей системе. Система пытается устранить нелепую, неуместную помеху. Город гротеска наваливается всеми силами на Андреаса и…

Фильм «Неуместный человек» построен во многом на контрасте. Режиссер нарочно сменяет блеклые, серые кадры невиданным разнообразием красок, дабы лишний раз подчеркнуть всю абсурдность придуманной иллюзорной реальности. Честно говоря, трудно сказать, что хотел донести зрителю Йенсу Лиену. Скорее всего, учитывая, что кино все-таки норвежское, творец преподнес нам обратную сторону нормальной и сытой жизни. Показал всю ничтожность самодостаточности. С другой стороны, нам, родившимся в СССР, страдания сытого норвежского режиссера в какой-то мере чужды и даже отчасти противны.

Мне кажется, что фильм намного глубже, чем видится на первый взгляд. На самом деле, можно сказать, что «Неуместный человек» — это попытка задать самому себе вопрос: что есть счастье? И сразу получаешь ответ: счастье есть стремление к тому, чего у тебя нет, можно сказать, что счастье = стремление к счастью. Поскольку как только у человека появляется то, что он желал (в гипертрофированном, преувеличенном мире фильма — это целая идеальная реальность), так сразу ты начинаешь хотеть полностью противоположного. Дуализм во всем. Человек создан для борьбы, в этом его слабость и сила, и мы всегда будем недовольны тем, что у нас есть. Мы и есть теми самыми неуместными людьми в своем же мире, каждый в своем.

Фильм смотреть всем, но лишь тогда, когда придет его (фильма) время.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.