Рецензии пользователя Gijom

«Полуночная жара» — один из признанных шедевров «золотого периода» голливудского кинематографа. Режиссеру Норману Джуисону удалось реализовать богатейший опыт жанра нуар: в «Жаре» сплелись традиции Альфреда Хичкока («Головокружение») и Билли Уайлдера («Двойная страховка»). Действительно, этот фильм помимо множества полученных наград, включая главную премию Киноакадемии, до сих пор числится среди важнейших кино-детективов. Более того, он является источником вдохновения для режиссеров сего жанра (Майкл Манн, Мартин Скорсезе, Тони Скотт).

В основе по-настоящему глубокого сюжета лежит проблема дискриминации афроамериканцев в Южных Штатах. Примечательно, что сценарист «Полуночной жары» Стерлинг Силлифант гениально вписал детективный сюжет Джона Болла в рамки оформлявшегося в те годы мейнстрима. Поэтому на поверхности мы имеем увлекательное зрелище расследования одного преступления двумя абсолютно разными напарниками в исполнении С. Пуатье и Р. Стайгера. Но между интригующими перипетиями загадочного дела прослеживается линия борьбы за социальные права чернокожего населения Штатов.

Безусловно, главная заслуга — работа режиссера. Норман Джуисон, будучи выходцем из Канады, сумел тонко уловить особенности мышления американского южанина. Конечно, понять штатовского афроамериканца канадцу будет нетрудно, но так прочувствовать сложную психологию взаимоотношений представителей разных рас в самых закостенелых рабовладельческих штатах мог только мастер. Кстати, интересно отметить и двойной смысл названия городка, где совершено убийство (если помнить о Спарте древнегреческой). Достойную пару режиссеру составил и оператор. Хэскелл Уэкслер создал восхитительный визуальный ряд, насыщенная картинка которого предвосхитила кинематограф 70-х.

Успех фильма «Полуночная жара» не был бы таким блестящим, если бы не великолепная игра прославленных актеров С. Пуатье и Р. Стайгера. Сыгранные ими персонажи настолько яркие и запоминающиеся, что зритель без труда найдет их черты в героях других более поздних фильмов с похожими ситуациями. Они стали своеобразными образцами персонажей детективного жанра. Наиболее ярким, конечно, является персонаж Рода Стайгера. Его шериф проходит сложную внутреннюю трансформацию, по сути, расиста к человеку, сочувствующему и толерантному. Не случайно Стайгер был отмечен Киноакадемией как лучший актер. Тем более смущает отсутствие в номинантах «Оскара»

Сидни Пуатье. Актер был просто великолепен в образе успешного чернокожего детектива, волей слухов подозреваемый в убийстве. Образ передан в совершенстве, однако Пуатье остался незамечен. К сожалению, пошли сплетни, что Киноакадемия сознательно проигнорировала чернокожего актера. Будем надеяться, что это ложь.

Таким образом, не вдаваясь в описание развития сюжета (дабы не испортить атмосферу фильма), рекомендую его к просмотру. «Полуночная жара» — прекрасное произведение для любителей интеллектуального синематографа.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.