Рецензии пользователя Gijom
-
2 октября, 2012, 16:39
О фильме Андрея Звягинцева «Возвращение» говорится очень много даже теперь, спустя десять лет после премьеры. В 2003 году на Венецианском фестивале эта лента получила пять наград, в том числе «Золотого льва». Это было воспринято как возрождение российского кинематографа. Хочется обратить внимание на одну деталь. Лента «Возвращение» по своей стилистической манере похожа на фильмы Тарковского — это неоспоримо. Дело в том, что западная интеллектуальная элита ценит из всего российского кинематографа фильмы Эйзенштейна и Тарковского. Я не хочу принизить талант Андрея Звягинцева, но факт остается фактом: «Золотого льва» получил узнаваемый для западной критики фильм.
Фильм рассказывает о внезапном появлении в семье отсутствовавшего многие годы отца (Константин Лавроненко). Он берет своих сыновей Ивана (Иван Добронравов) и Андрея (Владимир Гарин) в путешествие на далекий остров. Достоверно неизвестно, почему отец не появлялся в семье прежде. Поскольку отец подчас проявляет излишнюю строгость к своим детям, между ним и сыновьями устанавливается нестабильное взаимопонимание. Одновременно в отношениях Ивана и Андрея присутствует обычное для братьев недопонимание. Они имеют разные характеры: если Андрей более покладистый и компанейский, то в чертах Ивана проявляется отстраненность и непоколебимость. Эти обстоятельства все сильнее затягивают гордиев узел, который рано или поздно придется разрубить.
Несколько дней путешествие осуществляется на автомобиле, при этом отец волей или неволей подвергает детей различным испытаниям. Мальчикам приходится или проявлять силу своего характера, или прикладывать все свои физические силы (как это было при переправке на лодке) по нескольку раз на дню.
Андрей Звягинцев сделал фильм, в котором сильный акцент ставится на образе воды. С первого до последнего эпизода вода является не просто антуражем или местом действия, она превращается в полноценного героя, который может принимать ту или иную сторону в конфликте между героями. В значительной степени на восприятие зрителем этого фильма повлияли и безмятежные летние пейзажи, на фоне которых происходит человеческая драма. Если добавить к описанию картины «Возвращение» серую гамму, которая характерна даже для самых солнечных дней, то появляется стойкое убеждение, что в ее создании участвовал Андрей Тарковский. На память приходят фильмы «Зеркало», «Ностальгия» и, разумеется, «Сталкер». Отличие между фильмами Тарковского и Звягинцева в том, что современный российский режиссер делает своих героев слишком напряженными, практически безжалостными друг к другу и к самим себе.
Актерская игра в ленте «Возвращение» заслуживает максимальной оценки. Все актеры, вне зависимости от возраста, демонстрируют глубокое понимание собственных персонажей. Вызывает уважение и то, как целостно они выглядят в кадре.
Очень многим фильм «Возвращение» нравится. Это закономерно, поскольку в современном российском кинематографе не так много действительно сильных драматических лент. При этом я не могу отойти от убеждения, что Звягинцев создал стилизацию, которая выглядит не так колоритно, как оригинал. В любом случае, фильм стоит посмотреть, чтобы прийти к собственным выводам.
