Рецензии пользователя Gengalf

Когда-то я прочитал об одном эксперименте, который провели пытливые ученые. Добровольца — человека, одетого в специальный костюм, помещали в определенную жидкость, которая лишала подопытного способности осязать. Условия были такие, что исчезали свет, звук, запахи. Человек как бы растворялся в небытие. Уже совсем скоро у добровольца начиналось учащенное сердцебиение, приступы паники, галлюцинации, а затем и вовсе подопытный терял рассудок. Оказалось, чтобы жить, людям необходимы не только воздух, пища, вода, но и главная потребность — непрерывное ощущение себя, своего места в мире, своего контакта с реальностью. Именно поэтому уже многие тысячи лет человечество живет, не имея покоя. А вопросы, поднятые еще в далекой древности, остались нерешенными и поныне. Зачем мы живем? Зависит ли от нас жизнь? И есть ли что-то или кто-то Высший, перед которым на исходе жизни придется держать ответ. Задался этими вопросами и знаменитый шведский режиссер Ингмар Бергман в своей нашумевшей ленте «Седьмая печать» 1957 года.

Главный герой картины — рыцарь Антониус Блок (Макс фон Сюдов), который в сопровождении своего оруженосца Йонса (Гуннар Бьёрнстранд) возвращается на родину из десятилетнего крестового похода. А родная страна в это время стоит у порога апокалипсиса: бубонная чума продолжает выкашивать целые города, из-за чего атмосфера в обществе достигла грани греховности и самобичевания. На берегу Антониус встречает зловещую фигуру в черном, которой оказывается сама Смерть. Чтобы отсрочить свой финал, Блок предлагает Смерти сыграть с ним шахматную партию, на кону которой будет жизнь рыцаря. Смерть соглашается, и соперники берутся за фигуры.

Конечно же, художник Бергман прибег к помощи простой и понятной аллегории, используя образ шахматного поединка. По сути, Блок, как и каждый живущий на Земле человек, играет со Смертью с момента рождения. Столкнувшись в Земле обетованной с бессмысленной борьбой за эфемерное Царство Небесное, Антониус Блок усомнился в осмысленности своей жизни, что требовало знаний. «Моя жизнь была поиском, но теперь, перед смертью, я хочу совершить хоть один осмысленный поступок», — признается Блок, исповедуясь самой Смерти. Странствующий рыцарь потерял веру в свои деяния и, осознав близость «старухи с косой», он «кожей» почувствовал, что необходимо сделать что-то настоящее, истинное. Блоку необходима некая «формула жизни», которая расставит в его душе все «по полочкам».

В конце концов, хитроумная формула была найдена в лице обычной семьи актеров. Юф (Нильс Поппе) и Миа (Биби Андерсон) живут, не ведая терзаний духа, все, что у них есть, — это любовь друг к другу и к своему ребенку. Антониус Блок, спасая семью из лап Смерти, внезапно понимает, что в его поступке и в Любви, которую он спас, и кроется простая, но великая правда жизни.

Примечательно, что фильм «Седьмая печать» можно представить и как художественный образ внутренней борьбы самого Ингмара Бергмана. Каждый человек несет в себе Бога, каждый сомневается в себе и ищет ту формулу, которая позволит жить полной жизнью. Возможно, 38-летний режиссер к середине своего пути оглянулся назад и задумался о том, есть ли смысл в его деяниях. И нашел ответ, что главное — это помощь тем, кто умеет чувствовать, любить. «Седьмая печать» — это и есть результат умения творца помогать нам, зрителям, также нуждающимся в ответах на наши вопросы.

«Седьмая печать» — великолепное, глубочайшее кино. Как бы пошло не звучала эта мысль, но сейчас таких фильмов больше нет, к сожалению.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.