Рецензии пользователя Azazello

Чешское и словацкое кино давно являются одними из самых интересных и характерных в Европе. В основном это относится к их общему прошлому — Чехословацкой новой волне, которая в 60-х потрясла не только Старый Свет, но и Новый. Отличительными чертами этого направления были открытость, длинные неподготовленные диалоги, черный абсурдный юмор и привлечение непрофессиональных актеров.

Не сдала позиции и киноиндустрия обеих стран после их разъединения. Хотя киностудии и приватизировали, и они лишились государственной поддержки, кино продолжают снимать. Картин выпускают немного, но зато какие! Каждый фильм — неповторимое произведение, а не штамповка стандартных сюжетов. Вот и «Хроники обыкновенного безумия» Петра Зеленки — уникальное по стилю и содержанию творение, вобравшее лучшее из традиций чешского кино.

33-летний грузчик Пражского аэропорта Петр Ганек (Иван Троян) — человек во всех отношениях необыкновенный. Он связывает свой матрац, потому что тот ни с того ни с сего решил буйствовать по ночам. К любимой девушке на свидания он ездит через весь город на автопогрузчике. Соседи платят ему деньги за то, чтобы он смотрел, как они занимаются сексом, и т. д. и т. п.

Вы подумаете, что он ненормальный? Присмотритесь к его окружению. Его отец (Мирослав Кробот) — бывший диктор государственного радио — живет тем, что дни напролет следит, как в открытой бутылке пива зарождается и умирает пузырь. Мать (Нина Дивишкова) думает, что он сошел с ума, хотя она так думает обо всех вокруг. Сама же она верит, что люди во всех горячих точках мира выживают только благодаря ей. Для этого она сдает кровь для беженцев. Начальник Петра (Карел Гержманек) ненавидит свою жену и влюбляется в манекен, который почему то взаимностью ему не отвечает. Устав от проделок и экстравагантности Петра, его бросает девушка Яна (Сюзана Сулаева), которая пытается найти любовника, чтобы поскорее забыть экс-бойфренда. Петру обязательно необходимо вернуть свою любовь назад. Для этого все методы хороши, вплоть до черной магии.

Медленный и меланхоличный мир, в котором живут герои Зеленки, — реальный мир любого чешского городка, где фактически нечем заняться. Развлечения приходится придумывать себе самому. «Хроники обыкновенного безумия» протекают настолько спокойно, неторопливо и правдоподобно, что у нас есть время не только посмотреть фильм, но и параллельно подумать над его посылом. И тогда мы начинаем понимать, почему безумие здесь обыкновенное. Ведь вон тот парень похож на моего соседа, а у другого причуды, совсем как у коллеги по работе. Все то фриковство и иррациональность, какими переполнена картина, знакомы любому человеку, пожившему в Восточной Европе.

«Хроники обыкновенного безумия» — необычайно наивное и открытое кино. Здесь вам не покажут хитросплетений сюжета, здесь вы не увидите гениальной игры актеров, ведь зачем напрягаться, чтобы сыграть реальных людей. Все актеры играют себя, ну, а если не себя, то кого-то из своих близких. И когда герои попадают в комические ситуации, то нам зачастую не очень-то и смешно. Однажды отец Петра решил возвратиться к тому, на что ушли десятки лет его жизни, — он снова начинает читать новости, теперь перед живой аудиторией. А новости все те же, что были и в Чехословакии, — мертвые. Он рассказывает о достижениях колхозов во времена генерального секретаря товарища такого-то… Но нам не смешно, он скорее вызывает жалость и желание погладить его по голове.

Вся картина на этом и построена — на сочетании искреннего юмора и трагикомизма людей с абсурдностью происходящего. Такое ощущение, что герои Яна Шванкмайера перебрались из сюрреалистичной мультипликации в большой кинематограф. Рекомендовано всем, кто хочет насытить свой мозг приятным зрелищем, оставляющим великолепное послевкусие на долгие дни.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.