Рецензии пользователя Azazello

Перед нами — очень приятный, по-настоящему красивый фильм, какой сейчас встретить уже довольно сложно. Он удивительным образом вобрал в себя множество важнейших художественных красок: здесь есть ревность, любовь и месть, страсть. В то же время все они будто нарочно приглушены, что создает необычный эффект какого-то магического присутствия, той самой безмятежности, которая лучится изнутри полотен голландских художников-классиков. Так, атмосфера картины «Девушка с жемчужной сережкой» оказывается более чем оправданной темой сюжета (вымышленная, но от этого не менее трогательная история создания знаменитого шедевра) и временем действия — а это Голландия XVII в.

Мягкость и некоторая размытость образов иногда мешают неподготовленному зрителю (не читавшему роман, положенный в основу картины) проследить за чувствами главных героев. К примеру, не всегда оказывается ясно, тянет ли что-то Грит к художнику, и наоборот — испытывает ли Вермеер к ней какие-то чувства. Если на один из этих вопросов ответ оказывается утвердительным, то возникает следующее сомнение: в случае, если чувства есть, то какого они толка?

Наиболее вероятным кажется предположение, что Грит все же не удержалась от влюбленности в своего хозяина, который (не преднамеренно ли?) впечатлил ее до глубины души своей причастностью к поразительному в своей глубине, таинственному миру творчества. Впрочем, впечатление он мог произвести не только этим: манера общения, сила характера и мятежность, да и привлекательная внешность могли сыграть не последние роли в деле обольщения впечатлительной девушки. Со стороны же Вермеера в первую очередь чувствуется интерес к Грит как к натурщице, однако позже он отмечает ее умение разбираться в цветах и оттенках, будто приближая ее к себе. Безусловно, она волнует мастера, но скажите, кого из художников не волнуют молодые, исполненные природной свежести и красоты девушки? Весь драматизм и красота истории под названием «Девушка с жемчужной сережкой» заключены в том, что эмоции героев не находят выхода. Наивысший момент близости — эпизод с прокалыванием уха — определяет начало медленного угасания страстей: динамика ленты с этого момента, согласно замыслу режиссера, снижается, страсти остывают.

Талантливейшая актриса Эсси Дэвис воплотила здесь тонкий и живой образ, что тем более ценно, что роль ее не назовешь главной. Несмотря на то что по отношению к Грит героиня Дэвис начинает со временем относиться предвзято и даже жестоко, зритель отмечает про себя, что на самом деле у нее доброе сердце, а обиды она воспринимает просто очень по-детски близко к сердцу. Образ героини Скарлетт Йоханссон тоже крайне интересен. При том, что девушка хрупка и слаба внешне, внутренняя ее сила заключена в уме, чуткости, более того, порой она оказывается удивительно решительной. Довольно неожиданным оказалось появление на экране Анны Попплуэлл, но ее персонаж здесь оказался совсем уж второстепенным, да и вообще, каким-то «серым».

Поначалу финал картины «Девушка с жемчужной сережкой» даже в некоторой степени обескураживает. Зритель вынужден распрощаться с красавицей Грит в тот момент, когда она покидает дом художника. Между прочим, тут следует вспомнить, что завязка в той же степени туманна: откуда и почему приходит девушка, для зрителя остается загадкой. И тут приходит озарение: ведь фильм совсем не о самой Грит, а лишь о картине, для которой она послужила моделью. По-настоящему художественный финал отрывает зрителя от частностей и конкретики, погружая в вечность.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.