Рецензии пользователя joedout
-
Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире
George Harrison: Living in the Material World (2011)28 сентября, 2012, 12:13
Работящему живому классику американского кино Мартину Скорсезе не чужд документальный жанр, в котором он пробовал себя не раз и не два. Есть у него опусы и об истории того самого американского кино, и о всегда волновавших режиссера проблемах
Деваться некуда — история Джорджа Харрисона начинается с его знакомства с Джоном и Полом и с перерождения The Beatles из детей в дворовой одежде сначала в агрессивных подростков в кожаных куртках, а затем в молодых людей в костюмчиках, какими их немедленно узнает весь мир. Пока фильм плавно движется по следам основных вех истории группы, кажется, что ничего большего ожидать и не приходится — будет крепкая и профессиональная, с превосходно подобранными видеоредкостями из архивов и мастерски выстроенным музыкальным сопровождением история отдельно взятой творческой единицы.
Тем более что глава о The Beatles неизбежно обрастает байками, сбор и выстраивание в хронологическом порядке которых, надо полагать, имеет для прожженного битломана особую ценность. Отдельные байки причем — практически хармсовского шизофренического свойства. («Сели однажды Джордж и Пол в машину, и начали спорить — кому вести? Джордж говорит: „Мне“, а Пол говорит: „Мне“. Сидят и спорят, сидят и спорят».)
Но постепенно музыка начинает отступать
Именно поэтому этапы карьеры Харрисона даются, по большому счету, пунктиром. Скорсезе избегает занудного следования за дискографией, и сцена, в которой Джордж в один из непростых периодов своей жизни полощет себе горло, занимает примерно столько же экранного времени, сколько и запись «Сержанта Пеппера». Поначалу может показаться, что людям, не знающим заранее, что это за Стюарт мелькает на ранних фотосессиях Beatles и что такого сделал для группы Брайан Эпстайн, здесь делать нечего. Однако это впечатление обманчиво, и это очень хорошо.
Таким образом, трехчасовая «Жизнь в материальном мире» оказывается фильмом о музыке не в большей степени, чем, например, «Славные парни» — фильмом об истории американского криминала. Это картина о духовном поиске человека — неординарного, но, в общем, такого же, как и все прочие: ищущего, оступающегося и склонного совершать ошибки. Джордж неожиданно оказывается похож на других ключевых лирических героев Скорсезе. Подобно тому, как Трэвис Бикл в итоге вновь садится за баранку, а Пол из «После работы», пройдя все круги ночного ада, занимает привычное место за офисным столом, Джордж проходит через битломанию, наркотики, болезнь и много чего еще — и вновь оказывается на цветочном поле. Этими кадрами Скорсезе начинает фильм, ими же он (почти) заканчивается. Выход из этой цикличности определенно лежит уже за пределами материального мира. Уж Джордж в этом точно