Рецензии пользователя joedout

Работящему живому классику американского кино Мартину Скорсезе не чужд документальный жанр, в котором он пробовал себя не раз и не два. Есть у него опусы и об истории того самого американского кино, и о всегда волновавших режиссера проблемах итало-американского быта. Тем более Скорсезе не чужда рок-музыка образца 1960-х — начала 1970-х годов: режиссер снял, среди прочего, иконический концерт группы The Band «Последний вальс», фильм о последнем туре своих любимых The Rolling Stones, список можно продолжить. Так что в появлении обстоятельного, длительностью в три с лишним часа исследования жизненного пути «тихого битла» авторства Скорсезе нет ничего удивительного. Удивительно то, что на поверку «Жизнь в материальном мире» оказывается не вполне тем, чего от нее ждешь.

Деваться некуда — история Джорджа Харрисона начинается с его знакомства с Джоном и Полом и с перерождения The Beatles из детей в дворовой одежде сначала в агрессивных подростков в кожаных куртках, а затем в молодых людей в костюмчиках, какими их немедленно узнает весь мир. Пока фильм плавно движется по следам основных вех истории группы, кажется, что ничего большего ожидать и не приходится — будет крепкая и профессиональная, с превосходно подобранными видеоредкостями из архивов и мастерски выстроенным музыкальным сопровождением история отдельно взятой творческой единицы.

Тем более что глава о The Beatles неизбежно обрастает байками, сбор и выстраивание в хронологическом порядке которых, надо полагать, имеет для прожженного битломана особую ценность. Отдельные байки причем — практически хармсовского шизофренического свойства. («Сели однажды Джордж и Пол в машину, и начали спорить — кому вести? Джордж говорит: „Мне“, а Пол говорит: „Мне“. Сидят и спорят, сидят и спорят».)

Но постепенно музыка начинает отступать куда-то на второй план — и уже к моменту, хронологически соответствующему последним годам The Beatles, становится ясно, что речь здесь идет вообще о другом. Скорсезе рассказывает логичную историю, с увлекательной завязкой и неглупой развязкой, о человеке, который попутно занимается музыкой и становится известен на весь мир. Но это далеко не так важно, как его общение, прямое и опосредованное, со всевозможными гуру (начиная с дантиста, который впервые угощает Джорджа ЛСД, и кончая далай-ламой) — и гармония с самим собой, которую наш герой в итоге обретает.

Именно поэтому этапы карьеры Харрисона даются, по большому счету, пунктиром. Скорсезе избегает занудного следования за дискографией, и сцена, в которой Джордж в один из непростых периодов своей жизни полощет себе горло, занимает примерно столько же экранного времени, сколько и запись «Сержанта Пеппера». Поначалу может показаться, что людям, не знающим заранее, что это за Стюарт мелькает на ранних фотосессиях Beatles и что такого сделал для группы Брайан Эпстайн, здесь делать нечего. Однако это впечатление обманчиво, и это очень хорошо.

Таким образом, трехчасовая «Жизнь в материальном мире» оказывается фильмом о музыке не в большей степени, чем, например, «Славные парни» — фильмом об истории американского криминала. Это картина о духовном поиске человека — неординарного, но, в общем, такого же, как и все прочие: ищущего, оступающегося и склонного совершать ошибки. Джордж неожиданно оказывается похож на других ключевых лирических героев Скорсезе. Подобно тому, как Трэвис Бикл в итоге вновь садится за баранку, а Пол из «После работы», пройдя все круги ночного ада, занимает привычное место за офисным столом, Джордж проходит через битломанию, наркотики, болезнь и много чего еще — и вновь оказывается на цветочном поле. Этими кадрами Скорсезе начинает фильм, ими же он (почти) заканчивается. Выход из этой цикличности определенно лежит уже за пределами материального мира. Уж Джордж в этом точно кое-что понимал.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.