Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Фильм «ДухLess» — лучшая иллюстрация разницы между литературой и кинематографом, и не в пользу последнего. Фильм прекрасно съедается зрителем, не знакомым с первоисточником. Но книга Сергея Минаева, весьма спорная и многими обруганная, была тем маячком, на который должна реагировать потенциальная аудитория. Поэтому параллели между двумя произведениями неизбежны.

В фильме мало что осталось от настроения, обреченности героя и тотальной социальной критики из книжки. В исходной точке картины находится главный герой Макс Андреев — успешный топ-менеджер, циничный и тонущий в развлечениях. Когда на горизонте карьеры Макса появилась новая высота, его начинает подсиживать сотрудник. Тогда же давний знакомый предлагает заняться клубным бизнесом, а в поле зрения попадает девушка Юля, протестующая против потребления и капитала.

Сценаристу Денису Родимину и режиссеру Роману Прыгунову удалось неимоверное — трансформировать богатый на размышления и остроумный, но драматически невзрачный роман в густо насыщенный действием фильм. Авторы выдернули для кино некоторые привлекательные эпизоды из текста, заставив их иначе зазвучать. Но, например, ключевой диалог о духовности между Максом и его питерским другом выглядит как прикол, также и воспринимается.

Книга Минаева — несовместимый с жизнью диагноз целому поколению, а фильм — лав-стори, только в котором «лав» к деньгам и себе мотивируют героя больше, чем образ девушки. Сюжетные линии «ДухLess» драматически переплетены, как по учебнику, но дичайше не убедительны. Парадокс: авторы хотели показать Макса человеком, в отличие от потерянного урода из романа, но эта человечность на уровне простейшей мелодрамы.

Много хвальбы звучало в адрес Данилы Козловского. Но его мужское обаяние затмевало мелькающий психологизм образа Макса. Поэтому хочется отметить, что по-настоящему качественно сыграли исполнители второстепенных ролей. Артур Смольянинов в роли бунтаря Авдея, Артем Михалков в образе приземленного друга главного героя, невесть как затесавшегося в красивой жизни, и сыгравший кидаловного клубного промоутера Никита Панфилов. Михаилу Ефремову пропитую рожу, несомненно, даже и гримировать не пришлось.

Оператору фильма Федору Ляссу можно поаплодировать. На пару с режиссером он демонстрирует новейшие достижения западного кинохозяйства, используя разные красивые фильтры и видеоэффекты. И тут Роман Прыгунов напоминает о том, что начинал как клипмейкер. «ДухLess» пестрит прибамбасами из видеоклипов и рекламы. Это приятное глазу зрелище, но постоянно кажется, что смотришь просто нарезку красивых, хорошо сделанных роликов, а не полноценный фильм. Любование техническими возможностями кино загоняет создателей фильма в глухой угол: вкусно показанные сцены роскошной жизни так и манят зрителя махнуть в клубешник после просмотра, но уж никак не пойти погулять в парк или волонтерствовать в хосписе.

А чем плохо жить так, как Макс, не вполне понятно. Красивые телочки, хорошая музыка, шикарная тачка, дорогие костюмы, страх и уважение сослуживцев. Да и разумная девочка Юля была вполне благосклонна к парню: гляди, даже и без всех сюжетных перипетий осталась бы с ним. В книге Минаева понятно, почему ТАК жить плохо. В фильме — нет. Клиповое смакование красивой жизнью оглушает зрителя, и он уже не слышит мораль фильма, искусственно вложенную в уста героев, будто перебивки между экшеном.

Несмотря на визуальную привлекательность и динамичность, «ДухLess» не стал любимцем русской кинокритики. Справедливы упреки в неоригинальности фильма. Работа Прыгунова занимает лишь энное место среди подобных обличений фальшивых жизненных ценностей в кино. «99 франков», «Здесь курят», «Шоугелз» и масса других. Да и в русском кино тема не нова. Фильм «Глянец» Андрея Кончаловского превосходит «ДухLess» беспроигрышной мелодраматичностью и уместным гротеском, а «Generation П» намного глубже и изысканнее. Притом, что оба этих фильма в свое время разнесли в пух и прах.

«ДухLess» относится к качественному попкорновому кино. Но такое кино чуждо загадочной русской душе, ждущей откровения от каждой новой сделанной в стране картины. Если поднапрячься и попытаться разглядеть режиссерское воплощение идеи фильма, то понимаешь, что эту киноленту в пору было бы назвать «СмыслLess».

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.