Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino
-
30 октября, 2012, 15:06
Украинскому кинематографу часто выказывается снисхождение. Дескать, с фильмами великих мастеров и рядом не стоит, но как для украинского кино нормально. Полноправный участник международного конкурса МКФ «Молодость», фильм «Истальгия» повышает планку для отечественных кинофильмов: его не стыдно показать иностранцам. Но и гордиться особо нечем: картина становится в длинную очередь слабеньких европейских социальных драм.
Действие происходит в Мюнхене, Киеве и Белграде в течение одной ночи. В Германии немолодая украинская эмигрантка Руслана случайно знакомится с сербом Владаном, живущим по соседству. В Киеве ее сын Богдан, который должен уехать к матери утром, ссорится с бывшей одноклассницей, теперь певичкой и любовницей крутого бизнесмена, у которой работает водителем. В Сербии сын Владана становится свидетелем драмы своей соотечественницы, в чьем доме красит стены: она с
Несколько персонажей кажутся лишними, или же их просто неаккуратно вписали.
Режиссер Дарья Онищенко училась в Мюнхенской академии кино и телевидения. И училась не зря. Приходится признавать, что украинцам сложнее всего снимать фильмы о самих себе. «Киевская» сюжетная линия «Истальгии» — самая провальная, начиная от драматургии, напыщенных диалогов, антуража и игры актеров. Опять же возникает вопрос: зачем так надрывно и где режиссер видел таких людей и такие истории? Парадокс: та история, которую автор должен был чувствовать сердцем, получилась топорным набором штампов не то из русского кино, не то из эмигрантской среды. Почему Богдан, как быдлюк, оттягивается с друзьями в забегаловке на улице, а не в
Если есть с чем сравнивать «Истальгию», так это с еще одним вроде как украинским фильмом (сделанным в украинской копродукции) — «В субботу» Александра Миндадзе — о мгновениях жизни нескольких человек в день аварии на ЧАЭС. Те же режущие глаза крупные планы, та же трясущаяся камера и псевдозагадочная славянская душа, которая вечно истерит и напивается до беспамятства. Выпивка в фильме, будь то наша самогонка или сербская ракия, — идеальный драматургический ход для авторов фильма. Ряд конфликтов развивается именно
«Истальгия» — посредственное европейское кино. Хоть и нормальный дебют для режиссера, которому есть, куда расти. Именно полон ошибок дебют. И все же этот фильм — хороший знак для полнометражного украинского кинематографа, знающего и совсем никудышные работы. «Истальгия» — безыскусная драма о том, что надо жить там, где тебе хорошо, а не там, где лучше, соответствует вкусам неискушенной публики. Тем более массовой украинской, вскормленной на телевизионных мелодрамах.