Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Украинскому кинематографу часто выказывается снисхождение. Дескать, с фильмами великих мастеров и рядом не стоит, но как для украинского кино нормально. Полноправный участник международного конкурса МКФ «Молодость», фильм «Истальгия» повышает планку для отечественных кинофильмов: его не стыдно показать иностранцам. Но и гордиться особо нечем: картина становится в длинную очередь слабеньких европейских социальных драм.

Действие происходит в Мюнхене, Киеве и Белграде в течение одной ночи. В Германии немолодая украинская эмигрантка Руслана случайно знакомится с сербом Владаном, живущим по соседству. В Киеве ее сын Богдан, который должен уехать к матери утром, ссорится с бывшей одноклассницей, теперь певичкой и любовницей крутого бизнесмена, у которой работает водителем. В Сербии сын Владана становится свидетелем драмы своей соотечественницы, в чьем доме красит стены: она с мужем-австрийцем покидает навсегда родину. Этот не совсем внятный сюжет дальше развивается через ряд случайностей, попоек и скандалов.

Несколько персонажей кажутся лишними, или же их просто неаккуратно вписали. Из-за этого добрая часть фильма тратится на запоминание героев. Невзрачная и безжизненная игра большинства актеров усложняет запоминание еще больше. Меркнет на экране игравший у Звягинцева в «Возвращении» Иван Добронравов, проходят мимо балканцы. Алексея Горбунова, этого мастодонта украинского и русского кино, в картине слишком мало. Единственным ярким актерским дуэтом остаются уважаемый австрийский актер Карл Марковиц и артистка театра Леси Украинки Нина Нижерадзе. Зрелые и одинокие эмигранты Владан и Руслана в их исполнении тянут почти всю эмоциональную составляющую фильма. Остальные герои изображают подобие чувств криками, жестикуляциями и рыданиями, из-за чего у зрителя мгновенно загорается лампочка «Фальшь!».

Режиссер Дарья Онищенко училась в Мюнхенской академии кино и телевидения. И училась не зря. Приходится признавать, что украинцам сложнее всего снимать фильмы о самих себе. «Киевская» сюжетная линия «Истальгии» — самая провальная, начиная от драматургии, напыщенных диалогов, антуража и игры актеров. Опять же возникает вопрос: зачем так надрывно и где режиссер видел таких людей и такие истории? Парадокс: та история, которую автор должен был чувствовать сердцем, получилась топорным набором штампов не то из русского кино, не то из эмигрантской среды. Почему Богдан, как быдлюк, оттягивается с друзьями в забегаловке на улице, а не в каком-нибудь дешевом баре, например?

Если есть с чем сравнивать «Истальгию», так это с еще одним вроде как украинским фильмом (сделанным в украинской копродукции) — «В субботу» Александра Миндадзе — о мгновениях жизни нескольких человек в день аварии на ЧАЭС. Те же режущие глаза крупные планы, та же трясущаяся камера и псевдозагадочная славянская душа, которая вечно истерит и напивается до беспамятства. Выпивка в фильме, будь то наша самогонка или сербская ракия, — идеальный драматургический ход для авторов фильма. Ряд конфликтов развивается именно из-за того, что кто-то надрался. Вопрос: о каком сценарном и режиссерском мастерстве идет речь? Хотя, наверное, западной публике приятен стереотип о том, как уроженцы Восточной Европы справляются с проблемами с помощью алкоголя.

«Истальгия» — посредственное европейское кино. Хоть и нормальный дебют для режиссера, которому есть, куда расти. Именно полон ошибок дебют. И все же этот фильм — хороший знак для полнометражного украинского кинематографа, знающего и совсем никудышные работы. «Истальгия» — безыскусная драма о том, что надо жить там, где тебе хорошо, а не там, где лучше, соответствует вкусам неискушенной публики. Тем более массовой украинской, вскормленной на телевизионных мелодрамах.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.