Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Иван Охлобыстин погнался за двумя зайцами: хотел сделать русское по духу кино, хитроумно скопировав лучшие приемы западных криминальных фильмов. В итоге остался ни с чем, вернее, с фильмом «Соловей-Разбойник», для которого он написал сценарий и в котором сыграл главную роль.

Главный герой раньше был топ-менеджером в финансово-инвестиционной компании, но потом убил своего босса, украл деньги и вместе с подельником, главным бухгалтером, сбежал в глухую провинцию. Там Соловей-Разбойник превратился в русского Робин Гуда, стал горячо любим местными селянами и неуловим полицией. О нем стали слагать легенды, но власти все равно дают приказ уничтожить преступника любой ценой.

Охлобыстин в свое время писал прекрасные и полюбившиеся народу сценарии вроде «ДМБ» и «Даун Хауса», превратившие фирменную манеру разговора Ивана в брэнд. В «Соловье-Разбойнике» это все тоже присутствует, но дух оригинальности и остроумия попросту куда-то выветрился. Возможно, исчерпался из-за необходимости постоянно острить на съемках «Интернов». Многословие — главная проблема «Соловья-Разбойника». Речь льется из уст героев, когда надо и когда не надо, тем самым весь смысл сказанного теряется. Фраз, которые потенциально станут крылатыми, раз-два и обчелся. С чего-то вдруг полно флэшбеков, как бы добавляющих сюжету эпичности, но на самом деле гасящих и без того редкие вспышки зрительского интереса.

Лучшим, что есть в фильме, являются все же актеры. Приглаженный бухгалтер Стычкин в очках и с усиками, терзаемая муками совести сладкоголосая Оксана Фандера и суровый безжалостный кузнец Сергей Бадюк. Все они выглядят ярко, но для фильма это все равно что ложка вкусной сметаны в плохом борще.

Сам Иван Охлобыстин, для которого этот фильм должен был стать бенефисом, наименее интересен. Мы, конечно, слышим его знакомый скрипучий голос и литературный слог. Он очень подкупающе играет любовные томления. Но настоящего образа не видно. Охлобыстин остался, как сапожник без сапог, обделив своего героя полноценной жизнью. Это супергерой со сверхсилами, но без прошлого, потому его действия малообъяснимы. И какого же героя видит для России автор сценария? Вора и убийцу, как в старом добром криминальном трэше 90-х. Корнями это уходит в истории о Пугачеве и Разине и идею «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Об этом всем зрителю напоминается в диалогах.

Известно, что копия обычно хуже оригинала. Вот и в фильме «Соловей-Разбойник» вроде бы очень ладно использованы визуальные эффекты, монтаж и операторские приемы. Но их всех зритель видел-перевидел в каждой криминальной комедии, снятой после громких дебютов Тарантино и Ричи. Переходы между сценами раскрашены под комиксы с подписями. Соловей на столе среди картинных воров в законе — тот же Джокер. А босс компании, играющий в кабинете в гольф? Хочется верить, что все эти штампы появляются в фильме нарочно, но как стеб над голливудщиной это не воспринимается никак. Вспоминаются редкие эффектные сцены, но и в них до мрака много пошлости.

Экшен, который должен то ли пародировать Голливуд, то ли подражать ему, иногда очень смахивает на индийское кино. Обилие крови заставляет чувствовать себя неловко, а финальная резня заставляет испытывать жалость не к романтическим героям-преступникам, а к выполняющим работу солдатикам. Ирония в том, что в несмешной кровавый сюжет пролезли православные мотивы, идеи народовластия, порицание коррупции, даже история о похищении сельских детей на органы.

Ситуация с фильмом «Соловей-Разбойник» та же, что и с переименованием российской милиции в полицию. Гордо назвавшись офицерами полиции, они остались теми же ментами. Зачем Охлобыстину и Ко понадобилось такое балаганное развлечение и какую мысль они хотели донести до зрителя — осталось где-то в неземных сферах. Фильм, в котором, по идее, должна была раскрыться широта души жаждущего воли русского человека, получился десятеричным по постановке и, на редкость, бездушным.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.