Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Может ли быть героем падший человек? Что может заставить упрямого алкоголика признать свою зависимость? Станет ли Бог гробить чуть ли не весь самолет ради спасения одной заблудшей души? Является ли кокаин наилучшим противопохмельным средством? С такими вопросами имеет дело фильм «Рейс».

Его немолодой герой Вип Уитакер убивается алкоголем и наркотой, щедро поставляемой пузатым другом-хиппарем. Он несколько лет не виделся с сыном и бывшей женой. Кроме этого, он первоклассный пилот. Опохмелённый, он садится за штурвал самолета, которому суждено было потерпеть катастрофу. Но Випу удается посадить машину так, что спаслись почти все. Почти. За нескольких погибших придется кому-то отвечать, и если обвинение зацепится за алкогольную зависимость пилота, то ему грозит пожизненный срок. Все это давит на Випа, решающего то начать новую трезвую жизнь, то демонстративно надраться, но незыблемо уверенного в своей правоте.

Випа играет Дензел Вашингтон. В Голливуде на каждую его роль говорят просто: «Это Дензел». Дважды лауреату «Оскара» уже, казалось бы, нечего доказывать. В «Рейсе» он не то чтобы выходит на новый уровень, просто напоминает о своей мощи тем, кому поднадоело видеть его в боевиках. Вообще, кастинг для картины чрезвычайно удачный. Герои эпизодов очень заряжают сюжет именно своей игрой: наркодилер, стюардесса, хозяин квартиры, представитель профсоюза и другие. Но вот зачем тогда так навязчиво всовывать в кадр аппетитное декольте любовницы Випа? Или задницу стюардессы перед ужасающей сценой катастрофы? В Голливуде любят перестраховаться на случай, если кто-то из зрителей посчитает тонкую психологическую драму героя скучной.

Для режиссера Роберта Земекиса, в последние лет десять витавшего в мире анимаций и новых достижений компьютерной графики, «Рейс» стал возвращением к классическим оскаровским драмам, как некогда его фильмы «Форрест Гамп» и «Изгой». Но не постигай режиссер науку визуальных эффектов и зрелищности, не было бы в «Рейсе», наверное, одной из самых напряженных сцен — авиакатастрофы, снятой изнутри и снаружи самолета. Режиссер и оператор ловко играют со зрителем, превознося сцену, в которой герой просто берет с собой в номер чекушечку водки, в саспенс высшего уровня. Зритель ежится в кресле и уже по наитию весь фильм просит героя: «Ну, не пей, пожалуйста».

Сценарий «Рейса» написан будто бы по учебнику, настолько он насыщен разноуровневыми конфликтами главного героя: вот Вип не в ладах с семьей, вот он ссорится с любимой, вот он подводит друзей, вот шатается его репутация в глазах всего американского народа, вот его одолевает зеленый змий. Вот он стоит лицом к лицу с отражением собственного Я: решится ли Вип взглянуть на себя настоящего? Правда, несколько смущающих моментов в фильме присутствует. Например, раковый больной, вписанный в сценарий, чтобы познакомить поближе Випа и наркоманку Николь и сказать что-то о плане Бога для всего сущего. Фильм «Рейс» был бы просто шикарен, если бы не окончился излюбленным в Голливуде морализаторством с классическим длительным монологом на тему «Я изменился и кое-что понял».

Вообще же, от «Рейса» тянется шлейф американского кино 70-х, еще не закрепощенного продюсерским диктатом. Пафосность в фильме почти сведена на нет, не считая, правда, концовки. Плюс далекий от морального идеала герой, по-детски декларирующий свое право напиваться до чертиков и опускаться на дно жизни. От того, чтобы стать полным скотом или пойти дорогой душевного очищения, Випа отделяет одно маленькое действие. Вернее, даже реплика. И в этом мастерство сценариста картины Джона Гэйтинса. Не стоит забывать и про социально-политическую составляющую фильма: производители неисправного самолета, желающие сбросить вину за катастрофу на авиалинии и пилота. Еще одним кивком в сторону мятежного Голливуда 40-летней давности является музыка в фильме. «Сочувствие к дьяволу» Rolling Stones, песни известного пьяницы Джо Кокера и потрепанного жизнью Марвина Гэя, часто эксплуатируемая в кино минорная Ain’t No Sunshine Билла Уизерса. Ничего оригинального, но саундтрек срабатывает с картинкой идеально.

У «Рейса» есть все, что надо для получения «Оскара»: сверхдраматичный сценарий, любимый киноакадемиками режиссер и актер, очень качественная операторская работа, отличная подборка музыки, слияние личностного конфликта героя с общенациональной проблемой. Но именно это соответствие стандарту золотой статуэтки не позволяет полюбить этот фильм всецело и полностью. Хотя не признать высочайший кинематографический уровень, на котором находится «Рейс», невозможно.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.