Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Ругать в Украине отечественное кино все равно что отрекаться от родного ребенка. Потому о наших фильмах принято молчать вообще. В случае с «Тенями незабытых предков» получается неловкая ситуация: фильм вызвал слишком большой резонанс, чтобы его игнорировать, а закрывать глаза на его недостатки тяжело просто физически. Впрочем, он намного лучше «Штольни».

Последний фильм и «Тени» объединяет имя снявшего их человека - Любомира Левицкого, некогда Кобыльчука. «Штольня», по некоторым данным, стала чуть ли не единственной украинской картиной, которая покрыла затраты на свое производство, что не спасло ее от того, чтобы стать символом творческой безысходности, из которой пытается выбраться отечественный кинопродукт.

Новый фильм Левицкого получился качественнее, но только в смысле ремесла: монтажа, операторской работы и в особенности пост-продакшена. Сюжетная логика и режиссура остаются на уровне катастрофы. «Мы в полной сраке, а в помощь нам свечка от геморроя», - восклицает один из героев фильма, и похожая ситуация, кажется, складывается и с самой картиной.

Что интересно: исходником у Левицкого была преинтереснейшая идея – карпатская легенда о демонах-двудушниках и девяти мольфарах, запечатавших зло в Книгу теней магическими згардами. В наше время одна из згард хранится в стеклянной колбе в аудитории Черновицкого университета где-то в метре от ближайшей парты (!), о чем знает работающий в вузе хранитель артефакта. И главный герой – лузер по прозвищу Воланчик – конечно же, случайно разбивает колбу, и згарда впивается ему в сердце. Теперь демон преследует парня и с чего-то вдруг еще нескольких юных персонажей, близко или отдаленно связанных с героем.

В фильме хватает откровенных нелепостей, будь то немаленький камень, который хранитель как бы невзначай достает из пальто, или женские тампоны, которые разбивший нос мальчишка успел всунуть в ноздри, когда еще корчился от боли. Персонажи фильма привлекательны лишь внешне и безмозглы как куклы-петрушки, потому когда кто-то из них умирает - это облегчение.

Когда мозг отказывается принимать происходящее на экране, а глаз ищет, за что бы зацепиться, то внешность артистов, безусловно, спасает. У нескольких из них в наличии и талант, отточенный актерским образованием и работой в театре. Но для этого фильма их способности второстепенны. Дмитрий Ступка, играющий главного героя, очень органичен в образе растерянного идиота Воланчика, что ни в коем случае не в обиду младшему представителю прославленной актерской династии - он-то по-настоящему раскрывается не перед камерой, а на сцене.

Правда, что «Тени незабытых предков» - фильм заграничного уровня. Левицкий очень умело скопировал шаблоны американского жанрового кино, но только наихудших его образцов. К нам часто привозят из-за рубежа хорроры в духе «Теней» - донельзя низкопробные, которые и на родине-то не жалуют ни зрители, ни критики. Потому грош цена тому, что наша кинолента сделана под «фирму» - лекалами-то все равно был ширпотреб.

Что оправдывает создателей "Теней", так это их непретенциозность. Они знают, что делают жанровый фильм для походов в кинотеатры в выходные вечерком, фильм, который, по словам Левицкого, еще часок подержится в голове, а потом забудется. Будем считать, что в списке украинских фильмов времен Независимости добавлен еще один пунктик. Так, для количества, не для качества. И по крайней мере мы увидели, что у нас есть несколько привлекательных и перспективных молодых актеров.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.