Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

  • Большие глаза
    Big Eyes (2014)

    Бертон раскрывает глаза на искусство

    19 января, 2015, 03:25

О женском мазохизме и конфликте искусства с ширпотребом снял свой новый фильм Тим Бертон. Картина «Большие глаза» - это история популярной художницы по имени Маргарет Кин, о которой мир узнал благодаря скандалу.

В фильме мы знакомимся с Маргарет, когда на дворе конец 50-х, время, как сообщает нам голос за кадром, когда женщинам приходилось нелегко и они во всем зависели от мужчин. С последним порывает героиня, убегая от супруга-тирана в другой город, забрав с собой лишь дочь и картины. Годы спустя ей придется повторить все те же действия, будучи, правда, в гораздо более выгодном положении. Тогда она сбежит от Уолтера Кина – супруга, который присваивал себе все ее картины. Аргументировал он это тем, что у него лучше получается их продавать, и вообще они мужи и жена, потому все заработки и прочее должны быть общими. Пока картины Кин были неизвестны, такая аргументация подходила, но женщина оставалась «художественный рабом» на протяжении нескольких лет. Какое еще тому объяснение, кроме патологической тяги Маргарет Кин оставаться в подчинении у кого-то. Еще одно подтверждение тому – дальнейшая связь художницы с религиозной сектой, поддержка которой и помогла Кин восстановить авторство своих работ.

Эксплуатационные супружеские отношения Кинов в фильме прекрасно разыграны Эми Адамс и Кристофом Вальцом. Первая – естественна в образе растерянной женщины-ребенка с надутыми от обиды губами. Второй изображает гениальный фарс, пользуясь своей плутовской мимикой и жестикуляцией.

«Большие глаза» - необычайно легкое кино, даже по меркам Тима Бертона, который и так никогда не утомляет зрителя глубокомыслием. Потому не будет странно, если в его фильмографии «Большие глаза» будут считать проходным фильмом. Уж слишком увлекся Тим воссозданием мармеладной эпохи 50-60-х. Примерно тот же период в фильме «Эд Вуд» выглядит куда мрачнее и опаснее. Кстати, именно с этим фильмом перекликаются «Большие глаза»: в обеих кинолентах речь идет об энтузиастах, которые отвергнуты миром искусства, вопреки чему они продолжают самовыражаться. Эд Вуд – снимая кино. Маргарет Кин – рисуя печальных детишек в коротких платьицах/с кошечками и т. д. Даже формально Тим Бартон обращает к повторам. В «Эдде Вуде» знаковой была похвала от великого и признанного Орсона Уэлла, в «Больших глазах» есть цитата Уорхола о том, что Кин – хороший художник, потому что популярный.

Последний тезис и ведет к самому интересному, что есть в фильме «Большие глаза». Кто определяет, что такое искусство? Как относиться к художественной работе, если она популярна и востребована на рынке? Чем определяется ценность искусства? Бертон разводит по разные стороны арт-критиков, серьезного галериста и чету Кинов, в которой один гонится за славой и деньгами, а другая – отводит душу.

«Обществу нужны критики, чтобы уберечь его от таких бездарностей», - говорят Кинам. Что такое искусство, как не мода, о которой договорились в тайном сообществе галеристов и критиков – считает Уолтер. Никто не может ответить, кто больше прав – ни в фильме, ни в жизни, ибо вопрос институционализации искусства, как и его коммерциализации и поныне вызывает дискуссии. Копии картин Маргарет Кин продают в супермаркертах, но не пускают в галерею с актуальной нефигуративной живописью.

«То, что все хвалят искусство – не делают его искусством» - говорит демонического вида критик, против которого Кин, ставший миллионером, в прямом смысле бессилен. Любопытно, как Тим Бертон предлагает размыслить о вечном споре «искусство – не искусство», заочно подтрунивая над сторонниками противоположных мнений. Тем более любопытно, что подобную дискуссию можно развести и по поводу самого Бертона.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.